Экологическая этика.
Экологическая этика – это область исследований, предметом которой является обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе.
Основателями экологической этики являются Альберт Швейцера и Олдо Леопольд.
А.Швейцер полагал:«благоговение перед жизнью» должно стать основанием универсальной этики и в целом мировоззрения людей. Этика есть ответственность за все, что живет.
У А.Швейцера в центре внимания находится нравственность, а в работах О.Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания: конфликт с природой предопределен не только неправильным использованием ее ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть общности, к которой принадлежать все люди. О.Леопольд вводит новый термин «экологическая совесть».
Задачи экологической этики:
1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы.
|
|
2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.
Методами экологической этики являются:
диалектический метод
системный метод
экволюционный метод
Наблюдение
эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.
Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:
1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой.
2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.
Существует Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, которая была принята в 1992 году на конференции ООН.
В ней закреплены основные принципы экологичекого права, которые были разработаны на основании норм поведения в экосфере
Этические принципы:
Не навреди.
Не вмешивайся.
Будь порядочным.
Соблюдай права природы.
Компенсируй ущерб
Правила экологической этики:
n Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.
n Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
n Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.
n Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.
|
|
n Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.
Экологическое воспитание - это формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
«Экологическая культура» -это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная и образованная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения
«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.
Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды»
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.