А) Инфраструктура и конъюнктура рынка

В современной экономике между производством и потреблением простирается огромная сфера – рынок, со своими специфическими законами и учреждениями. И чем обширнее рынок, чем больше в нем занято специализированных учреждений, тем ближе, как это ни странно, покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т.е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей.

Совокупность специальных рыночных учреждений (институтов) в экономической теории обозначается понятием рыночная инфраструктура. Она включает банковскую и биржевую системы, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, оптовые и розничные торговые предприятия, аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры.

Развитая рыночная инфраструктура – подлинное экономическое богатство общества, результат упорного труда многих поколений участников производства. Главными институтами рыночной инфраструктуры являются коммерческие банки и фондовые биржи.

От рыночной инфраструктуры следует отличать производственную инфрастуктуру – отрасли, не производящие товары, но оказывающие услуги в их движении (транспорт, связь, хранилища).

Масштаб реальной инфраструктуры определяется ее вкладом в совокупную эффективность производства: если затраты на функционирование специальных посреднических институтов меньше приносимой ими выгоды, то их существование (и труд в них) экономически оправдан.

Показателем состояния экономики является так называемая рыночная конъюнктура, т.е. временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени. О конъюнктуре позволяют судить следующие показатели:

- динамика производства и строительства;

- величина товарных запасов;

- движение цен, процента, курса ценных бумаг;

- изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства;

- соотношение между численностью занятых и безработных.

Экономическая конъюнктура отражает влияние множества факторов, среди которых различают:

1. циклические – факторы, сила которых равномерно нарастает в пределах конкретного периода (цикла); они связаны с необходимостью периодически обновлять основной капитал (производственное оборудование) в массовых масштабах;

2. нециклические – факторы, оказывающие постоянное влияние на экономику (к ним относят научно-технический прогресс);

3. случайные – временные, быстропроходящие факторы (засуха, болезни, мода).

Различают две тенденции (состояния) экономической конъюнктуры – повелительную и понимательную.

Улучшения экономической конъюнктуры обычно добиваются несколькими способами:

1. регулированием масштабов инвестиций;

2. изменением условий и масштабов государственных заказов;

3. пересмотром уровня налоговых и процентных ставок;

4. регулированием величины денежных сбережений населения.

Экономическая конъюнктура всегда привлекала внимание участников рыночной экономики, поскольку непосредственно сказывалась на результатах их коммерческой деятельности. Сейчас практически нет такого предприятия или рынка, которые бы не изучались с целью прогноза изменений рыночной конъюнктуры (это главная задача маркетинга). Научный анализ экономической конъюнктуры способен предотвратить многие негативные тенденции и образует обязательный элемент механизма рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: