Потребительский выбор. Вкусы и предпочтения

В современной теории потребительского выбора предполагается что:

а) денежный доход потребителя не ограничен;

б) цены не зависят от количества благ, получаемых отдельными домохозяйствами;

в) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

г) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность;

Теория потребительского выбора базируется на таких 5 постулатах:

1) Множественность благ потребления. Она основывается на предпосылке, что каждый потребитель желает иметь множество разнообразных индивидуальных благ.

2) Ненасыщенность. Потребители стремятся иметь большое количество существующих товаров, но не насыщенны ни одним из них.

3) Транзитивность. Она предполагает, что имеется определенная согласованность вкусов и предпочтений.

4) Субституция. Она предполагает, что потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если взамен ему предлагают большое количество блага-субститута В.

5) Убывающая полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Существует понятие «потребительского равновесия». Это ситуация в которой потребитель – не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из своего денежного дохода, расходуя м6еньшее количество денег, на покупку другого блага. Это равновесие можно отразить следующими равенствами:

1)

2) где: MU1, MU2…… MUn – предельная полезность первого, второго … n-го блага; P1, P2…… Pn - цена соответствующего блага;

L = предельная полезность денег.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на выбор вкусов и предпочтений.

Можно выделить следующие 3 типичных особенности:

1) подражание большинству;

2) Эффект Сноба;

3) Эффект Веблена.

1. Потребитель стремиться не отстать от других, покупает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

2. При эффекте Сноба доминирует стремление выделиться из толпы. Потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

3. Эффект Веблена показывает престижность потребления. Товары и услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других.

6.5. Кординалистская и ординалистская теории полезности.
Кривые безразличия. Бюджетное ограничение

Ряд ученых австрийской школы предлагали стоимость товара на рынке считать на уровне предельной полезности для потребителя. При этом стоимостному выражению предельной полезности товара соответствует наименьшая потребность человека в данном товаре. Представители австрийской школы попытались найти единицу предельной полезности всех товаров. Они дали ей название – ютиль. Однако найти физическую интерпретацию 1 ютиля они не смогли. Поэтому не случайно в последней трети 19 столетия появляется ординалистическая теория, объясняющая поведение покупателя на рынке. В числе ее создателей был Эдтварт и др. Они предположили возможность определения покупности различных товаров косвенным путем с помощью кривых безразличия.

Пример:

 
 


яблоки

А 4000

с

апельсины

Потребитель имеет возможность тратить на витамины 3000 руб. в неделю. На эти деньги он может купить яблоки или только апельсины. Если доход этого потребителя возрастает, то он может тратить большую сумму. На графике АВ – бюджетная линия, комбинация из 2-х продуктов выбранных потребителем отражена точкой С, которая представляет собой оптимальный выбор для покупателя.

Все другие колебания, изображенные кривой безразличия, получаются путем соединения других точек. Множество других кривых связанных с изменением дохода потребителя, называется картой безразличия. Такая карта показывает способность покупателя различать различные комбинации продуктов в зависимости от своего дохода и своих потребностей. Таким образом, в теории предельной полезности и потребительского выбора можно выделить следующие положения.

1. Следует различать потребительскую стоимость товара для любого покупателя и полезность для конкретного покупателя.

2. Когда конкретный покупатель приобретает товар для потребления, четко замечен закон убывающей предельной полезности данного товара.

3. На практике предельная полезность любого товара обнаруживается в виде последней единицы, в той цифре, которую называет покупатель. При этом за последней купленной единицей товара скрывается решение покупателя, которое зависит от некой детерминанты спроса, но в первую очередь от двух:

а) от величины дохода;

б) от наборов товаров, покупаемых на данный доход.

4. Когда, выяснилось, что не существует универсальной единицы полезности всех товаров, проблема измерения полезности товаров была решена в наборе продуктов для потребления с помощью кривых безразличия. Но кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, кривая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какое количество продукции можно приобрести на данную сумму денег:

I=P2x+P2y,

где I – доход потребителя;

P1 – цена блага А;

P2 – цена блага В;

x1y – купленные количества благ А и В.

Модель равновесия потребителя основывается на, экономическом объяснении трех положений бюджетной линии: пересекает кривую безразличия, касается, не пересекает и не касается. Появляется принцип равной полезности и уравнение выражающее равновесие потребителя.

Появляются следующие закономерности:

а) потребитель легко решает для себя проблему соотношения между двумя и более покупаемыми продуктами, т.е. относится к этому достаточно безразлично, но он способен сопоставить полезность различных товаров, по качеству, по потребностям, по цене.

б) установлено, что во всех случаях потребитель стремится получить примерно одинаковую полезность от своих товаров, но в расчете на одну денежную единицу.

5. На первый взгляд теория предельной полезности и потребительского выбора кажется субъективной (отражает психология отдельного человека), но из индивидуальных оценок и покупок складывается общая величина спроса по виду товаров и услуг. И эту величину не может не учитывать любой производитель даже если он монополист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: