Контроль успеваемости сущность и виды

Обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в школе является контроль знаний, умений и навыков, т.е. проверка его результативности

Главной целью контроля как дидактического средства управления обучением является обеспечение эффективности формирования знаний, умений, навыков учащихся, использование их на практике, стимулирования учебной деятельности учащихся, формирования у них стремления к самообразованию.

о месту в учебном процессе различают предварительный, текущий, периодический, итоговый виды контроля

Предварительный контроль осуществляют преимущественно с диагностической целью перед изучением новой темы или в начале урока, семестра для выяснения общего уровня подготовки учащихся по предмету, чтобы наметить орган тельств их учебно-познавательной деятельности.

Текущий контроль используется в повседневной учебной работе \"Он заключается в систематическом наблюдении учителя за учебной деятельностью учащихся на уроке Целью его является получение оперативных данных п об уровне знаний учащихся и качество учебной работы на уроке, оптимизация управления учебным процессомоцесом.

Периодический (тематический) контроль предполагает выявление и оценка усвоенных на нескольких предыдущих уроках знаний, умений учащихся с целью определения, насколько успешно они обладают системой знаний, или е идповидають эти знания программе Разновидностью периодического является тематический контроль, заключающийся в проверке и оценке знаний учащихся по каждой теме и направлен на то, чтобы все должным усвоили каждую тему Да ка система позволяет устранить элементы случайности при выводе итоговых оценок, что случается, когда учитель ориентируется только на текущий контролль.

По тематического опроса перед началом изучения следующей темы учащиеся должны быть ознакомлены с длительностью ее изучения (количество занятий) количеством и тематикой обязательных работ и сроками их провед ведения; вопросами, выносимых на аттестацию, если аттестация проводится в устно-письменной форме, или ориентированным задачей (задачами) и т.д.; срок и форме проведения тематической аттестации; условиями оценивания Если темой предусмотрено выполнение учащимися практических, лабораторных работ и других обязательных практических задач, то их выполнение является обязательным условием допуска учащихся к тематической аттестацииї.

Перед учащимися, которые не усвоили материал темы или получили низкие баллы, предъявляется требование обязательного его доработки, им предоставляется для этого необходима помощь, определяется срок повторной аттестацию ции Ученик имеет право на переаттестацию также для повышения аттестационного баллу.

Итоговый контроль осуществляется в конце семестра или учебного года Итоговую оценку за семестр выставляют по результатам тематического оценивания, за год - на основе семестровых оценок

Содержанием проверки уровня знаний ученика должно быть не только выявление суммы усвоенных знаний, умений и навыков, но и сформированность компетенции, т.е. общей способности, основанной на приобретенном тех благодаря обучению знаниях, опыте, ценностях, способностях.

Эффективность контроля зависит от времени проведения контрольных занятий, их частоты и последовательности и характера и форм самостоятельной работы учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная), использование дидактич ческих и технических средств обучения, сочетание методов контроля и самоконтроля (устная, письменная, графическая, практическая, тестовая, программируемая проверка); фиксирования и оформления данных контроля процесса уч Ання Эффективность контроля обеспечивается соблюдением следующих требований:

а) индивидуальный характер контроля успеваемости Предполагает обнаружение знаний каждого ученика, его успехов или неудач, знание уровня самостоятельности ученика в познавательном процессе, характера труда, как он их преодолевает, и в какой помощи нуждается; уделение особого внимания учащимся с физическими недостатками; умелое формулировки вопросов, использования дополнительных вопросов при опросе слабых учеников и др..;

б) систематичность контроля: приучение учащихся систематически выполнять уроки, создание в классе соответствующего морально-психологического климата, когда \"не знать - стыдно\"; систематическое опроса с по ощью самостоятельных мини-задач; разработка системы опроса, при которой оценки выставляют и ученикам, которые дополняют ответы других, активные на уроке особое внимание слабым ученикам, побуждение их к поздним авального деятельности на всех этапах урокапах уроку.

Отсутствие системы в опросе учащихся приводит к тому, что они учат материал только тогда, когда чувствуют, что их могут вызвать, пытаются предопределить, когда и с какого предмета будут оп питуваты Чтобы предотвратить это, учитель должен хорошо продумать систему опроса, которая должна предусматривать:

а) достаточное количество данных для оценки: при выставлении оценки учитываются прежде ответа ученика на поставленные вопросы, а также его дополнения ответов других учеников на этом и предыдущих урок ках

б) соблюдения объективности при оценке знаний: оценку выставляют только за знания ученика, а не за то, что он \"забыл дневник\" или \"вертелся на уроке\", на оценку не должны влиять субъективные или инникы, личные мотивы отношения педагога к ученику; каждую выставленную оценку педагог обосновывает, чтобы предотвратить недовольство учащихся, склонных к переоценке своих знанийеоцінки своїх знань;

в) единство требований к оценке знаний учащихся: соблюдение единых разумных норм оценок по каждому предмету, преодоление крайностей в оценке - чрезмерной требовательности или снисхождения;

г) оптимизация контроля успеваемости учащихся: методика контроля, имеет требовать минимальных усилий и времени педагогов и учащихся для получения обязательных сведений, предотвращать переобтяження их выполнением лишних задач

г) гласность контроля: сообщение ученику результатов проверки уровня его знаний, обоснование выставленной ему оценки, положительного и недостатков в его ответе;

д) всесторонность контроля: проверка и оценка теоретических знаний, умений и навыков, применение их на практике;

е) тематическая направленность контроля: осуществляя опроса, давая контрольные работы, учитель должен определить, какой именно раздел программы, тема, вид знаний, умений и навыков оцениваются;

есть) соблюдения этических норм: вера педагога в возможность учащихся учиться (умение убедить их в том, что они способны учиться) рассказ о возможных трудностях перед изучением материала, высказывания сп подивання, что они будут преодолены; оптимистическое отношение к учебным успехов и неудач; педагогический такт (доброжелательность и деликатность в отношении учащихся); меры в поощрении и наказаны ни умение признать свои ошибки.

Оценка должна основываться на положительном принципе, который предусматривает учет достижений ученика, а не его неудач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: