Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знание прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.
Выделяет 3 группы промежуточных переменных:1) Система драйвов;2) Система ценностных мотивов;3) «Бихевиоральное поле» (ситуация в которой совершается действие).
КЛАССИФИКАЦИЯ ДРАЙВОВ:
Драйвы (побуждения) | ||
Первичные | Вторичные | Третичные |
Врожденные. Голод, жажда, избегание боли,сексуальное влечение, любопытство и т.п. | Врожденные, но по своему содержанию социальные.. Присоединение, господство, подчинение и зависимость. Вызываются внешними ситуациями | Социальны по содержанию,по происхожнеию.Условные, приобретенные.Возникают в процессе культурного развития (стремление к богатству, деловой успех). |
• Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира система связей образов ситуации с целями живого существа.
В рамках необихевиоризма изучалась так же познавательная потребность (познавательная мотивация):
1) Эксперимент с манипулированием - "макак и головоломка» в этом якобы и проявлялась познавательная мотивация.
2) Потребность в исследовании - "обезьяна в непрозрачной клетке".
Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии (модель каузальной атрибуции Вайнера, теория выученной беспомощности Селигмана, модель Двек, теория самоэффективности А.Бандуры).