Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Оно объективно выражается в пересечении охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения.

Понятие Государственной границы РФ определено в Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации».

Статья 322 УК имеет в виду только охраняемую Государственную границу РФ, т.е. закрытую, свободное пересечение которой запрещено, установлен порядок въезда и выезда через пункты пропуска, осуществляется пограничная охрана, в том числе не войсковая - с использованием пограничной стражи. При решении вопросов об уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ имеет значение информированность граждан об охране конкретной границы, а также возможность восприятия ее как охраняемой. Если нет явных признаков несения пограничной охраны (постов, патрулей и пр.), отсутствуют видимые внешние признаки Государственной границы - маркировка линии ее прохождения, соответствующие обозначения и знаки, другое типичное для границы оборудование, то существуют объективные предпосылки невиновного ее пересечения.

Пересечение охраняемой Государственной границы признается незаконным в уголовно-правовом смысле, если отсутствуют установленные документы и (или) надлежащее разрешение.

Установленные документы - это действительные документы на право въезда лиц в РФ или выезда их из РФ.

Так, для граждан РФ установлены: паспорт гражданина Российской Федерации (т.н. заграничный); дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Это основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за пределами ее территории.

Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства.

При упрощенном (безвизовом) порядке въезда и выезда граждан РФ и сопредельного государства документы определяются договором РФ с сопредельным государством.

Оформление документов на право выезда из РФ и въезда в РФ производят в пределах своей компетенции органы МВД и МИД РФ на территории РФ либо дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за рубежом.

Надлежащее разрешение связано с выдачей лицу оформленных действительных документов на право выезда из РФ или въезда в РФ, отсутствием решения компетентного органа о временном запрете или ограничении на въезд или выезд конкретного лица, с уведомлением его об этом, наконец, порядком пропуска лиц через Государственную границу РФ. Разрешение, даваемое представителями органов пограничной службы при наличии основания для пропуска через границу, заключается: а) в отношении лиц, убывающих из РФ, в разрешении на пересечение Государственной границы; б) в отношении лиц, прибывших из-за рубежа, - в признании законности пересечения ими Государственной границы.

Военнослужащие (кроме проходящих военную службу по призыву) выезжают из РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.

Предусмотрены также особые случаи, при которых действует иной порядок пропуска лиц через Государственную границу РФ. Он касается военнослужащих Федеральной пограничной службы при исполнении ими обязанностей по защите Государственной границы, спасателей, пересекающих Государственную границу для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лиц, вынужденно пересекающих государственную границу в силу чрезвычайных обстоятельств.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы РФ без установленных документов и (или) надлежащего разрешения.

Следует иметь в виду ненаказуемость приготовления к данному преступлению (см. ч. 2 ст. 30 УК РФ).

Часть 2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, -

Часть 3 ст. 322 УК РФ предусматривает совершение данного преступления при наличии квалифицирующих признаков:

1) группой лиц по предварительному сговору или организованней группой (ст. 35 УК); 2) с применением насилия или с угрозой его применения.

Во втором случае речь идет о физическом или психическом насилии в отношении лиц, препятствующих или могущих воспрепятствовать незаконному пересечению границы. Если применение насилия заключает в себе признак другого преступления, за которое предусмотрено более строгое наказание, чем по ст. 322 УК, то деяние квалифицируется по совокупности.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оно незаконно (без установленных документов и надлежащего разрешения) пересекает охраняемую Государственную границу РФ, и желает такое деяние совершить.

Мотивы и цели деяния не являются признаками данного состава и учитываются при индивидуализации наказания. Субъект - любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ляетнего возраста.

Согласно примечанию к ст. 322 УК РФ ее действие не распространяется на случаи прибытия в Россию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с КонституциейРФ(ст. 63), если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

89. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.

Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.

С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами данного преступления могут быть межгосударственная вражда, ложно понимаемые национальные интересы страны, а также личные соображения.

Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.* и соответствующими указами Президента Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Объект состава ведения агрессивной войны, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК, тот же.

С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.
Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.
С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. Подготовка кагрессивной войне предполагает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения военных действий.

Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации.
С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными Силами территории другого государства или в применении любого оружия против территории другого государства, в блокаде портов или берегов другого государства Вооруженными Силами, в нападении Вооруженных Сил на сухопутные, морские или воздушные флоты другого государства и др.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.
Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

90. Наемничество - предусмотренное ст. 359 УК РФпреступление против мира и безопасности человечества, заключающееся в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, в использовании наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, а равно в участии самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Согласно Конвенции о запрещении вербовки, использования и обучения наемников 1989 г. преступными и подлежащими наказанию признаются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих их вербовку, обучение, финансирование и использование.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Это определение наемника дано в прим. к ст. 359 УК РФ и полностью соответствует ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. (см. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658) и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников есть проведение с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года.

Финансированием наемников считается обеспечение их денежными средствами.

Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Субъектом преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица, действующие на стороне вербующей державы, а также частные лица, действующие по собственной инициативе.

Наемничество совершается только при наличии прямого умысла.

Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное участие наемника в боевых акциях и операциях в ходе военного конфликта или военных действий.

Субъектом может быть признан наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью.

Данное преступление может быть совершено только умышленно, мотив - корыстный.

33 вопрос нету


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: