Ощущение (в психологии) - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира
Критерий | Вид ощущения |
По расположению рецепторов | Экстероцептивные (ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела) Интероцептивные (ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах) Проприоцептивные (кинестезические ил двигательные и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях) |
По ведущему анализатору | Сенсорные ощущения ( |
По взаимодействию рецепторов с раздражителями | Контактные (вкус, тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения) Дистантные (зрение, слух, обоняние) |
Восприятие и его свойства
Восприятие - одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом
|
|
Свойства восприятия:
· Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
· Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
· Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
· Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
· Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
· Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
1 Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
2 Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
3 Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
Факторы восприятия
Внешние:
· Размер
· Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
· Контрастность (противоречие с окружением)
· Движение
· Повторяемость
· Новизна и узнаваемость
Внутренние:
· Установка восприятия (ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту).
· Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
· Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете