Правовой режим исключительной экономической зоны

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями настоящей Конвенции.
зоны Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет:
a) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
b) юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении:
i) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
ii) морских научных исследований;
iii) защиты и сохранения морской среды;
c) другие права и обязанности, предусмотренные в настоящей Конвенции.
2. Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями настоящей Конвенции.
Ширина исключительной экономической зоны
Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов; установок и сооружений для целей, предусмотренных в Конвенции; установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. Оно обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.
Прибрежное государство определяет свои возможности промысла живых ресурсов исключительной экономической зоны. Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова.
Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в исключительной экономической зоне, соблюдают меры по сохранению и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.


56. Правовой режим открытого моря.

Открытое море – это пространство, находящееся за пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого - либо государства. В основе правового режима данного пространства лежит принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран.

Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства, как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.
В целом же принцип свободы открытого моря предусматривает возможность его использования как прибрежными государствами, так не имеющими выхода к морю. Так, открытое море используется для свободы судоходства так торгового, так и военного мореплавания. Все государства осуществляют в открытом море исключительную юрисдикцию над судами своего флага. Однако Конвенция OOH по морскому праву предусматривает изъятие из исключительной юрисдикции и возможность осмотра судна, в случае если судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, либо не имеет национальности.

Режим свободы открытого моря также предполагает: свободу полетов гражданских и военных летательных аппаратов, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу возводить искусственные острова и сооружения, свободу рыболовства, свободу научных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: