Судебная защита прав человека в международном праве

Право на судебную защиту, регламентированное международным правом и национальным законодательством государств, обладает следующими чертами.
1. Право на судебную защиту является субъективным правом. Каждое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде, и ему не должны помешать какие-либо правовые или фактические препятствия.
В рамках международных соглашений, регламентирующих право индивида на судебную защиту, последнему предоставляется процессуальная правоспособность «обычного типа, т. е. способность предъявлять иски к государствам в пределах конкретных положений международных договоров».
2. Право на судебную защиту тождественно праву на доступ к правосудию. Фактически оно выступает в качестве варианта самозащиты нарушенного права, поскольку судопроизводство является средством, использование которого влечет восстановление нарушенного права. Иными словами, право на судебную защиту следует рассматривать как самостоятельную защиту своих прав, а не защиту личности со стороны государства в лице суда.
3. Право на судебную защиту обладает двоякой природой. Во-первых, оно выступает в качестве субъективного права лица, заключающегося в возможности использования процедуры судопроизводства в качестве средства, направленного на восстановление нарушенного права. Во-вторых, оно является гарантией самих прав и свобод, которыми личность наделяется.
4. Право на судебную защиту включает право на обжалование судебных решений, определений и постановлений.
Международная судебная защита является:
1) общей гарантией соблюдения прав человека, как максимально независимая и объективная судебная защита. Международная судебная защита практически является продолжением механизма самостоятельной защиты прав и свобод, который берет свое начало в рамках национального законодательства.;
2) одновременно и средством обеспечения этих прав, и средством их защиты.
Обеспечительная функция характерна для права на судебную защиту как гарантии этих прав и свобод. Функция защиты свойственна для него, поскольку оно является одновременно субъективным правом и реализуется лицом в случае нарушения его прав и законных интересов.
Право на судебную защиту в международных судебных учреждениях следует рассматривать как:
1) субъективное право личности, а не выполнение обязанности со стороны государства.
Многие международно-правовые акты предусматривают «обязанность государства обеспечить эффективное средство правовой защиты». В отношении права на судебную защиту международные договоры закрепляют именно «право… на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».;
2) право на доступ к правосудию. Право на справедливое судебное разбирательство является оценочной категорией, соблюдение которой предполагает наличие ряда субъективных факторов (объективность и независимость суда, например).
Реализация права на судебную защиту в международном праве не ставится в зависимость от закрепления во внутреннем законодательстве страны. Наличие международных судебных учреждений влечет за собой неизбежность создания механизма непосредственной реализации этого права лицом, чьи законные интересы нарушены.
3) право, расширяющее сферу защиты прав и свобод человека.
Во-первых, такое расширение возникает за счет формулирования многими международными судебными учреждениями системы автономных понятий и специфического толкования терминов.
Во-вторых, такое расширение является следствием демократизации законодательства в отношении уважения прав и свобод человека.


60. Европейская конвенция о правах человека 1950 года и протоколы к ней: общая характеристика.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г.

Конвенция — сравнительно небольшой документ. В ныне действующей редакции 1998 г. ее основной текст составляют короткая преамбула и 59 статей, разбитых на три раздела.

Первый раздел «Права и свободы» (ст. 2 — 18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел «Европейский суд по правам человека» (ст. 19 — 51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила. Третий раздел «Различные положения» (ст. 52 — 59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.

Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы «составляют единое целое».

По своему функциональному назначению нормы Конвенции делятся на две основные группы: организационно-процессуальные и материально-правовые.

Первые сконцентрированы в разделе II «Европейский суд по правам человека» и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, его компетенцию, статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные, предмет которых — определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной деятельности Палат Суда и др.

Материально-правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности Суда. Они относятся к нормам первого раздела Конвенции «Права и свободы» и дополняющим его Протоколам. По существующей классификации правовые нормы в общей теории права можно отнести к правоохранительным, но не в смысле карательных норм уголовно-правового характера, а в значительно более широком плане — к нормам, которые гарантируют. И в смысле гарантии охраняют права человека, предусмотренные Конвенцией в тех случаях, когда это не удалось сделать в рамках национального правопорядка.

Структурная особенность материально-правовых норм Конвенции состоит в том, что они являются нормами-диспозициями и в них нет указания на санкцию. Но это не значит, что санкции нет. Конвенция предусматривает ее как общую для всех норм. Она содержится в ст. 41 «Справедливая компенсация». Признав, что имело место нарушение Конвенции, Суд вправе присудить потерпевшей стороне денежную компенсацию, которую ей обязано выплатить в трехмесячный срок государство-ответчик.

По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля («европейского контроля») за соблюдением прав человека властями государств-участников.


61. Международное гуманитарное право: понятие, источники, сфера действия. «Гаагское право» и «женевское право».

Развитию международного гуманитарного права способствовали Гаагские и Женевские конференции конца XIX – начала XX в. Идеи гуманности заставляли государства серьезно ограничивать средства и методы ведения войны, признавать недопустимость убийства мирных жителей и серьезного нарушения их прав.

Термин «международное гуманитарное право» используют в двух значениях:

1) им обозначается вся совокупность норм, регулирующих правовой статус индивида, права человека, в том числе во время вооруженного конфликта, – это широкое понимание;

2) им обозначаются только те нормы, что действуют в период вооруженного конфликта, ограничивая воюющие стороны в выборе средств и методов ведения войны, обеспечивая участникам конфликта определенный правовой статус – узкое понимание.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими сторонами и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны и их последствий для мирного населения.

Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов.

Впервые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги». Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны. Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях, и потому эта часть получила название «Право Женевы».

Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:

1. Основные:

- принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;

- принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и

запрещения их дискриминации.

2. Специальные:

- принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;

- принцип защиты жертв войны и гражданских объектов

- принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.

Особенностью международного гуманитарного права является то, что оно действует только в период вооруженных конфликтов.

Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил. Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государствами, политическими вооруженными группировками и т. д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.


62. Запрещённые средства и методы ведения войны. Вопрос о правомерности применения ядерного оружия.

 
   

Во время войны нельзя использовать следующие виды вооружений:

1) яды или отравленное оружие;

2) разрывные снаряды массой до 400 г (как негуманное оружие);

3) пули, легко расширяющиеся или сплющивающиеся в теле человека (пули с надрезами или полостями, благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения);

4) химическое оружие;

5) биологическое оружие;

6) мины- ловушки;

7) оружие, порождающее осколки, невидимые в рентгеновских лучах.

(небольшие кусочки пластмассы, дерева и стекла).

Международное гуманитарное право также запрещает ряд методов ведения войны:

1) вероломство:

- предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к армии или на -селению вражеского государства;

- убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

- злоупотреблять флагом перемирия, национальными флагами, знаками различия и униформой, равно как и эмблемами, определенными в Женевской конвенции;

- атаковать незащищенные города, селения и здания;

2) отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

3) уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

4) ненадлежащее обращение с мирным населением:

- принуждение населения оккупированной территории воевать против вооруженных сил своего государства, а также принуждение к присяге на верность армии противника;

- грабежи и мародерство;

- покушения на жизнь и честь женщин, семейные права, собственность, религиозные убеждения;

- использование мирного населения в качестве заложников, «живого щита» и т. п.;

- осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения;

5) любые покушения на культурные ценности, памятники архитектуры, храмы, библиотеки, парки, заповедники, зоопарки и ботанические сады.

Одним из запрещенных методов является вероломство – нарушение доверия противоположной стороны. Некоторые виды вероломства уже были представлены выше. Вероломство следует отличать от военной хитрости – допустимого обмана без нарушения норм международного права. Так, например, если воюющая сторона желает замаскировать военный объект, она может пользоваться всеми доступными средствами маскировки, но не наносить на них международные защитные эмблемы (красный крест, например).


63. Защита гражданского населения во время войны.

IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.

Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами.

Гражданское население рассматривается в качестве бенефициара (лицо, которому предназначен денежный платеж, получатель денег, выгоды, прибыли, доходов) международного права. Оно находится под защитой международного сообщества.

Гражданское население оккупированной территории пользуется специальными гарантиями своей безопасности. Оно и территория его проживания не могут быть объектами военных нападений.

Гражданские объекты, особенно необходимые для жизнедеятельности гражданского населения или потенциально опасные, подвергаются защите и не могут быть объектами нападения.

На оккупирующей державе лежит ответственность за жизнь гражданского населения на территории оккупации. Оккупационная администрация обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны.

Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).

Оккупирующая держава должна уважать собственность гражданского населения. Грабеж запрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории.

Захват, повреждение или уничтожение образовательных, научных и благотворительных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей запрещаются и должны преследоваться.

Оккупирующая держава может реквизировать имущество частных лиц в случае военной необходимости с компенсацией или последующим возвратом. Также войска могут находиться на постое у частных лиц. Это не приводит к появлению у оккупирующей державы прав собственности на это имущество.

Оккупирующая держава должна обеспечить жизнедеятельность населения:

- не допустить распространения голода;

- обеспечивать питьевой водой;

- обеспечивать медикаментами;

- не уничтожать продовольствие, сельскохозяйственные объекты, посевы;

- не причинять ущерб здоровью населения и окружающей среде;

- не препятствовать отправлению религиозных обрядов;

- содействовать получению гуманитарной помощи.


64. Международно-правовой статус военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

Согласно Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными под военнопленным понимается лицо, попавшее во власть неприятеля, из состава ВС другой воюющей державы. Основной принцип заключается в том, что лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (комбатанты)..., будучи захваченными противником, являются военнопленными.
В международно-правовых документах уточняются условия, при которых статус военнопленных распространяется на категории лиц, не подпадающих под общее правило, и, наконец, особые случаи лишения захваченного лица статуса комбатанта и, соответственно, статуса военнопленного. Во всех этих положениях можно выделить одно условие, выполнение которого не лишает комбатанта статуса военнопленного в случае захвата его в плен, - он, по крайней мере, должен, открыто носить оружие во время военного столкновения. Невыполнение комбатантом данного требования не лишает его предоставляемых в соответствии с этим статусом гарантий, в случае если он будет предан суду только за нелегальное ношение оружия или за это и другие правонарушения.

Протоколом I запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику и вести военные действия на такой основе. Противник, вышедший из строя, сдавшийся в плен или выражающий намерение сдаться в плен, не должен быть объектом нападения. При этом надо отметить, что военнопленный - не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства, поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.
В положениях конвенции провозглашается требование гуманного, равного обращения со всеми военнопленными, за исключением случаев привилегированного режима, установленного для военнопленных в соответствии с их рангом, полом, состоянием здоровья, возрастом и профессиональной квалификацией. Протокол запрещает наносить физические увечья пленным или подвергать медицинским и научным экспериментам любого рода, если это не оправдано необходимым курсом лечения данного лица и не проводится в его интересах. Пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, всегда могут пользоваться правом на основные гарантии.

Статус раненых и больных могут получить и комбатанты, и не комбатанты, и гражданское население, если они вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

По окончании боевых действий каждая из воюющих сторон должна подбирать раненых и обеспечивать им лечение и уход.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

С ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Раненых и больных даже с их согласия запрещается подвергать физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки (за исключением случаев, продиктованных необходимостью лечения).

Раненые и больные содержатся в достойных условиях. После излечения они могут подвергаться препровождению в лагерь для военнопленных или интернированию, репатриации.


65. Право международной безопасности. Коллективные меры по поддержанию международной безопасности.

международная безопасность – это состояние защищенности жизненно-важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета.

Традиционно международная безопасность рассматривалась в военном аспекте как противостояние потенциальным или реальным угрозам, вызванным военными амбициями других государств. Соответственно наиболее важным для государств было обеспечение собственной защитной и наступательной мощи. Изменения, происходившие в обществе, государствах, международном сообществе, породили новое понимание международной безопасности. Возникла концепция всеобъемлющей безопасности.

Во-первых, задача этой концепции – не допустить начало нового мирового вооруженного конфликта, третьей мировой войны. Всеобъемлющий подход в этом значении предполагает, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы исключала возможность возникновения войны. Всеобъемлющий подход означает равную заботу о безопасности всех государств.

Во- вторых, главный акцент смещается не в сторону борьбы с уже начавшимся вооруженным конфликтом или его последствиями, а в сторону предупреждения конфликтов. Это, в свою очередь, касается применяемых мер. Они тоже носят всеобъемлющий характер и касаются самых различных областей отношений: военных, политических, экономических, гуманитарных, экологических и др. Современные угрозы международной безопасности включают в себя не только распространение и наращивание вооружений, но и незаконную миграцию, трансграничную преступность, массовые нарушения прав человека и т. п.

Право международной безопасности базируется на основных принципах современного международного права: принципе неприменения силы, принципе мирного разрешения споров. Также можно вести речь о специальных принципах: принципе разоружения, принципе равной безопасности, принципе не нанесения ущерба безопасности государств, принципе равенства и одинаковой безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких- либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой - либо дискриминации.

Принцип не нанесения ущерба безопасности государств. Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил.

Основными средствами поддержания международной безопасности

являются:

- мирные средства разрешения споров;

- меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

- неприсоединение и нейтралитет;

- разоружение;

- нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий;

- ликвидация иностранных военных баз;

- создание в различных районах земного шара зон мира и безъядерных зон;

- коллективная безопасность (универсальная и региональная);

- меры по ослаблению международной напряженности и прекращению

гонки вооружений, их ограничению;

- меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения;

- меры по укреплению доверия между государствами.

Коллективная безопасность представляет систему со­вместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных дей­ствий государств включает следующие элементы: 1) общепри­знанные принципы современного международного права, важ­нейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной це­лостности, невмешательства во внутренние дела; 2) коллектив­ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии; 3) коллективные меры по ограничению и сокра­щению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безо­пасности — это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональ­ными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безо­пасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на лю­бые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы кол­лективной безопасности: универсальную и региональную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: