Разрушая шаблоны

Пародия на повесть Френсиса Бернета «Громила и Эдит» представляет собой текст, в котором переплетается референтная и метареферентная ситуации. В нем рассказывается то, о чем читатель наверняка догадывается и сам, и делается это на протяжении всего текста как бы между прочим. Именно поэтому произведение является цельным, несмотря на все отступления и «мысли вслух», которые произносят герои.

В повести «Громила и Эдит» говорится о маленьком ребенке. Все взрослые ушли из дома и оставили его одного. В дом проникает грабитель, и у малыша завязывается с ним диалог. Малыш переубеждает грабителя совершать преступление, умиляя его своим наивным и дружелюбным поведением. Сюжет данного произведения широко распространен для авторов того времени. Зачастую меняются некоторые обстоятельства произведения?, но сюжетная канва остается статичной.

ВЫ ЗАБЫЛИ СООБЩИТЬ О РЕФЕРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ В РАССКАЗЕ О.ГЕНРИ «ГРОМИЛА И ТОММИ»

Если говорить о проявлении метареференой ситуации в повесть Френсиса Бернета, то нужно заметить что она строится на метатексте – тексте о тексте.. А метатекст, в свою очередь вводится в произведение через прием проспекции – предуведомления читателя о том, что произойдет далее.

Уже в первом абзаце описывается героиня, которая может несмотря на свою заключенность в рамки произведения, говорить автору, чем бы она хотела заниматься, что она в действительности любит: «…она говорила: «что ей лучше бы позволили уснуть над романом…Рантбона»». За счет этого возникает проспекция – забегание вперед, автор вводит её с той целью, чтобы у читателя возникло ощущение интриги. Чтобы ему захотелось понять, что же произошло? Почему героиня имеет возможность высказывать свое мнение? Далее мы наблюдаем метатекст: «в рассказе на две тысячи слов требуется побольше действий и поменьше описаний», «это только доказывает, сколько времени рассказ провалялся в редакции. Будь автор поумнее, он бы исправил фамилию на КАрузо» - поправляют герои автора произведения.

«Если б это было не в рассказе, я бы…»- указывают на неправдоподобность сюжета герои произведения ПОДРОБНЕЕ: КАКАЯ НЕПРАВДОПОДОБНАЯ ДЕТАЛЬ СЮЖЕТА ВЫСМЕИВАЕТСЯ. «Вижу, ты свое дело знаешь…» - ободряют герои друг друга внутри произведения, говоря об исполняемой роли. «Старая шутка…Каждый раз, как залезешь в дом…Может быть, вы посмотрите...» - эти фразы ПРОДОЛЖИТЕ ИХ, ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО, О ЧЕМ ВООБЩЕ РЕЧЬ говорят о банальности сюжета, разрушая шаблонмысли читателя.ПРИ ЧЕМ ТУТ МЫСЛИ ЧИТАТЕЛЯ?

Далее по тексту герои подсказывают друг другу, как кто должен действовать, исходя из традиционного сюжета. За счет этого в тексте создается пародия.ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ЭТОГО? «Дверь откроет отец,..как раз в ту минуту, когда я буду уходить, нагруженный увещаниями и бутербродами…»

«Больше я не ограблю ни одной квартиры – по крайней мере до тех пор, пока не выйдут июньские журналы» - этими словами герои выражают ироничное отношение к пародируемому тексту.

Таким образом, проанализировав данный текст, мы можем сделать вывод, что автор, разрушая шаблоны сентиментальных повестей о раскаявшихся грабителях, переплетает референтную и метареферентную ситуации. Он использует иронию, пародию и прием проспекции, достигая тем самым ощущения абсурдности произведений данного жанра.

Марина Близнецова

Пространство создает читатель.

Как и в других произведения латиноамериканского прозаика Хулио Кортасара в рассказе Непрерывность парков существует смещение границ реального и вымышленного. Автор создает реальность не только при помощи литературных приемов, но и используя воображение читателя, которое оживляет этот текст. В данном произведениисоздается эффект обманутого ожидания при помощи нагнетания эмоций, а затем пустой позиции выхода из них. То есть читатель видит героев произведения у которых происходят определенные события: они любовники, у них происходит ссора, у героя есть кинжал, созревает план действия, но герой, которого должны убить, так и не появляется в рассказе. Так или иначе рассказ на этом не заканчивается. И здесь в силу вступает игра с временными рамками. Оказывается, что тот герой, которого должны убить и есть сам читатель. Кортасар добивается этой игры с хронотопами приемом лексического повтора. Он описывает месторасположение читателя: кабинет, кресло, ситуацию чтения романа.Таким образом Хулио Картасар накладывает два пространства друг на друга. В воображении третьего лица – воображения читателя, при этом могут возникнуть и свои параллельные интерпретации исходя из своего читательского опыта. Таким образом можно нарисовать три временных пространства: первое-герои книги, второе – читатель описанный в рассказе, третий - читатель рассказа. Причем последний оживляет два предыдущих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: