Датские структуралисты, опираясь на идеи Ф. де Соссюра, высказали мысль о возможности создания идеализированной модели языка. Они проводили аналогию с этническими обычаями: «Обычаи образуют системы. Я убежден, что эти системы не существуют в неограниченном количестве. Человеческие сообщества никогда не создают чего-либо абсолютно нового, но лишь составляют некоторые комбинации из идеального набора возможностей, который можно исчислить» (Брёндаль). «Идеальный набор возможностей» - это и есть то, что составляет язык, единый для всех людей Земли, абстрактный, универсальный и вечный. Образ языка в духе структурализма – это возможность алгебраизации (формализованного описания закономерностей), это вероятностный, потенциальный характер (набор возможностей) и связь с конкретными коллективами людей в социуме (для которых использована та или иная совокупность возможностей).
Язык как система
Усовершенствованная концепция «язык как структура». Под системой понимается единое целое, доминирующее над своими частями и состоящее из элементов и отношений. Совокупность отношений и есть структура. Структура + элементы = система. Система имеет ядро и периферию. Система и структура определяют свойства элемента (релевантные) и поэтому доминируют над ним. Итак, язык есть структура и система.
|
|
Язык как тип и характер
Характерологический подход к языку, или лингвистическая характерология (В. Матезиус и др): выделение профилирующих, базовых черт современной языковой системы конкретных языков – например, языки типа «я имею» и «у меня есть».
Это далеко не полный список тех идей, которые определяли сущность науки о языке в ХХ веке, точнее, предмет лингвистического наблюдения.
См. об этом подробнее в [Степанов Ю.С. Изменчивый образ языка в науке ХХ века // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995].
Итак, чем же занимается наука лингвистика? Все, что имеет отношение к языку, имеет отношение к лингвистике (А. Е. Кибрик). В этом легко убедиться, обратившись к библиографическому указателю. Вот его лишь небольшой фрагмент:
Язык как классификатор
Язык как код
Язык как инструмент познания
Язык как деятельность
Язык как функциональная система
Язык как коммуникация
Язык как инструмент воздействия и т.д.