Методы психологии. Требования к организации и проведению психологических исследований

1) Наблюдение. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Требования:

-Должна быть чётко сформулирована цель, заранее определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребёнка необходимо наблюдать

-Наблюдение должно быть объективным

-должно систематически проводиться

-чтобы испытуемый о них не знал

-Результаты наблюдений должны фиксироваться в специальном протоколе, затем анализироваться.

+правдивость(мы видим. то что происходит в действительности); фиксируется поведение целостной личности.

-сливаются факты с попутными явл. затрачивается много времени.

2) Эксперимент.

Требования:

-чётко сформулировать цель исследования

-определить испытуемых

-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента

-определить место и время и его проведения.

Очень важно установить доверительные отношения. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых.

Эксперимент всегда проходит индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

+ 1)исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать их у испытуемых

2)исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов

3) в экспериментальном исследовании обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента(какие раздражители были даны, каковы ответные реакции)

4) эксперимент может быть проведён с большим количеством испытуемых, что позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

-Испытуемый знает (не естественно). Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах.

Бывает: лабораторный (в проводиться в лабораториях, искусственных условиях); естественный эксперимент (например, исследования памяти можно провести в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входит в обычную работу школьника.)

Констатирующий эксперимент проводится в процессе специально организованной деятельности, он выявляет определенные психические особенности даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества, который нужен для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребёнка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, то есть формирование его психики.

3) Тесты – это краткие стандартизированные психологические методики, в результате использования которых оцениваются те или иные качества.

Бывают: тесты-опросники (по ответам на которые судят о психических особенностях человека)

Тесты-задания (предполагает оценку психики на основе того, что и как он делает)

Тесты способностей (призванные оценить возможности человека в овладении знаниями, умениями, навыками)

Тесты личностные (направленные на оценку эмоционально-волевых качеств личности, а также особенностей поведения в различных условиях)

Тесты достижения (предназначенные для оценки уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки)

+краткость, массовость использования, возможность статистической обработки, отсутствие сложных технических приспособлений, результаты выражаются количественно, могут обрабатываться математически.

4) Беседа. Должна быть атмосфера доверия, нужна цель, план.

Обобщение не зависимых характеристик: надо собирать данные у совершенно разных людей, в разных видах деятельности. Анализ продуктов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: