Недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии
Однако на деле недоразвитие высших психических функций оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом.
То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».
Возможно выделить основные категории аномальных детей:
с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); | |
с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); | |
с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые); | |
с тяжелыми речевыми нарушениями (дети-логопаты); | |
с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); | |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата; | |
с выраженными психопатическими формами поведения. |
Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся.
Задача обучения -- постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития.
Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития
Причем, «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка
В зависимости от характера нарушения
одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп умственно отсталые, а также дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата), | |
другие лишь сглаживаться, | |
а некоторые только компенсироваться. |
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют (1) особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также (2) различные формы педагогической работы с ним.
Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями)
Другой ребенок относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.
Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами
Другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу