Приемы редактирования текстов-описаний

Описание должно дать последовательное перечисление свойств или характерных черт предмета или явления. Дает внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент.

Делится на динамическое (представляет объект в динамике, в действии в конкретный момент) и статическое (содержит элементы описываемого предмета, который находится в покое, статике). Описание Дарьяльского ущелья статическое, входа учителя в класс – динамическое. Структура описания: фрагменты описания являются его элементами, логическая структура описания – последовательность равноправных элементов, объединенных сочинительной связью. Преобладают глаголы несовершенного вида требование: оно должно включать наиболее существенные детали (скалы, теснота, клочок неба, ручьи, камни). Элементы динамичного – влетал как метеорит, класс встал, двери звенят.

Элементы должны быть в такой последовательности, чтобы читатель имел целостную картину, не перегруженную лишними подробностями, не вызывать чувство неудовлетворенности неполнотой.

В справочной, научной, учебной литературе описание должно быть точным, четким, лаконичным, развиваться от общего к частному или наоборот.

Некоторые описания допускают машинную обработку текста. В публицистике описание должно выполнять 2 функции: 1) информировать читателя; 2) эмоционально воздействовать на него. Редактор должен исключить все лишнее, ненужное, проследить принцип системности элементов.

В целом, для журналистских публикаций полные информационные описания не характерны, т.к. журналистика ориентирована на новое знание, новую информацию.

Типичные недостатки: 1) выбор нехарактерных элементов; 2) перегрузка текста несущественными деталями; 3) нарушение последовательности изложения; 4) выбор неадекватных языковых средств (неточность слов); 5) искажение фактической стороны.

11.Стилистические особенности текстов-рассуждений, приемы их редактирования.

Цель рассуждения: углубление знаний об окружающем мире, исследование явлений, выяснение причин, доказательство истинности или ложности каких-то положений. Части рассуждения:1)Посылка2)Основная часть3)Вывод.

Текст рассуждения фиксирует процесс вывода нового знания. Рассуждение опирается на тесно связанные друг с другом умозаключения. Используется в очерке, рецензии, обзоре и входит в жанр статьи. Это самый трудный способ изложения. Схема рассуждения – это прозаические строфы с цепной связью между ними. Важна логическая связь (правильная). В журнальных публикациях рассуждение имеет более свободную форму, т. к. не претендует на единственно правильный вывод. Могут строиться на:1)исследовании отношений между причиной и следствием; 2)на различных типах сопоставления и противоречия;3)на аналогиях;4)на гипотезах;5)на фиксации сходств и различий;6)на доказательствах истинности или ложности суждений. Ход рассуждения может отражать путь от общего к частному или наоборот. Редактор обязан выявить логическую структуру рассуждения, общую схему рассуждения, проследить логические связи между отдельными мыслями и точность выражения мысли. В творческой практике журналиста часто используется рассуждение-доказательство. Его составные части: 1) Тезис (суждение, истинность которого доказывается)2) Аргументы (то, что доказывается)3)Вывод. Доказательства могут быть прямые и косвенные. Бывают доказательства- опровержения. Редактор оценивает насколько рационально и четко построен текст, требует от автора, чтобы он был понятен читателю. Недостатки построения рассуждений: 1) Отвлеченное построение с преобладанием обобщенных суждений.2) Бессодержательность рассуждений.3) Нарочито – сложная форма изложения.4) Нарушение логических законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: