Классификация нарушений психофизического развития

Существуют различные классификации детей с особенно- стями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их ха- рактера; последствия нарушений, которые сказываются в даль- нейшей жизни. 47 По характеру нарушений различают следующие категории: 1) глухие; 2) слабослышащие; 3) позднооглохшие; 4) незрячие; 5) слабовидящие; 6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы; 8) лица с нарушением интеллекта; 9) лица с задержкой психического развития (труднообучаемые); 10) лица с тяжелым нарушением речи; 11) лица со сложными недостатками развития. Есть более обобщенная классификация. В ее основе – груп- пировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: 1) телесные (соматические) нарушения; 2) сенсорные нарушения (слух, зрение); 3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, на- рушения движений, психические и речевые нарушения). По причинам возникновения нарушений различают: 1) врожденное нарушение развития; 2) несчастный случай, стихийное бедствие; 3) дорожно-транспортное происшествие; 4) экология; болезнь и др. Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина. 1. Дети с нарушением слуха и зрения: 1) с недостатками слуха: а) глухие (неслышащие) дети; б) слабослышащие (тугоухие) дети; 2) со стойкими дефектами зрения: а) слепые (незрячие) дети; б) слабовидящие дети. 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психиче- ского развития: 1) умственно отсталые: а) олигофрения; б) деменция; 2) интеллектуальная недоразвитость: а) идиотия; б) имбецильность; в) дебильность. 48 3) с задержкой психического развития (ЗПР): а) ЗПР конституционного происхождения; б) ЗПР соматогенного происхождения; в) ЗПР психогенного происхождения; г) ЗПР церебрастенического характера. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); 2) нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). 4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП). 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отста- лые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.д.). 6. Дети с искаженным развитием – психопатия, патология влечений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: