Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т. е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды.Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения.
В соответствии с теорией факторов, как нам уже известно, основными производственными факторами являются:
1) земля,включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых,водные ресурсы и т. п.);
2) капитал,или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);
3) труд,т. е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
4) предпринимательская способность.
Доход на каждый из перечисленных факторов, в соответствии с теорией, равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов(земли, капитала и др.). В действительности же распределение доходов, исходя только из теории предельной производительности, приводит к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного демократического общества необходима государственная политика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. В силу несовершенной конкуренции на рынке, размер доходов(включая ставки заработной платы) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.
Рассмотрим подробнее, что представляет собой доход по каждому из факторов.