Социальный институт государственной службы

Под социальным институтом понимается совокупность (формальных и неформальных) принципов, норм, правил, тради­ций, ценностей, установок, регулирующих различные формы че­ловеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей, образующих социальную систему.

Государственная служба как социальный институт пред­ставляет собой особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, создание благоприятных условий для их безопасности и достой­ной жизни.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: на уровне общества (природа социального ин­ститута, его цели, функции); на уровне социального слоя госу­дарственных служащих (ценности, традиции, нормы); на уровне отдельного государственного служащего (социальный статус, престиж, имидж, рейтинг).

1. На уровне общества социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что она функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общест­ва. Проявлению этой функции государственной службы способст­вует то, что социальным становится Российское государство, т. е. оно призвано проводить современную социальную политику: забо­титься о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступно­стью, предотвращать социальные конфликты и т. д. Проведению данной политики способствует широкий демократизм, относитель­но стабильная и развитая экономика.

В социальном плане важно отметить, что государственная служба содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому граждане вправе предъявлять к ней высокие требования. Они оценивают не только то, что законодательство дает служащим, но и то, что оно дает каждому гражданину.

2.На уровне социального слоя государственных служащих определяются нормы, традиции, правила, регулирующие деятельность и поведение кадров.

Государственные служащие обра­зуют социальную группу, отличающуюся рядом особенностей. Среди них: высокий уровень организованности (благодаря разви­тости организационных отношений и их институционализации в нормативных документах); высокий уровень образованности; доступ к управленческой информации и ресурсам государства; благоприятные условия для самоутверждения и самореализации; обладание властью, присущей профессионалам и др.

Государственные служащие как социальная группа имеют свои корпоративные (групповые) потребности, интересы, цели, ко­торые нуждаются в соответствующем удовлетворении со стороны государства.

В государственной службе как социальном институте на первый план выступает ограничение деятельности и поведения занятых в этой сфере работников рамками санкционированных государством и обществом предписаний. С этой стороны госу­дарственная служба характеризуется обычно жесткими требова­ниями, предъявляемыми к соблюдению норм и ролей админист­ративной структуры, активным процессом институционализации (разработки и реализации правовых и социальных норм), страти­фикации (размещения позиций и ресурсов), регуляции (осущест­вления власти и доступа к ней).

В настоящее время этот институт активно модифицируется. Одни институциональные нормы возникают заново, другие ви­доизменяются. В связи с этим актуализируется проблема стиму­лирования закрепления прогрессивных норм, регулируемых мо­ралью, обычаями, традициями, корпоративными интересами, ценностями. В российской государственной службе назрела не­обходимость решения многих задач с помощью таких ценностей, как профессиональная честь, неподкупность, нейтральность, до­брая репутация и т. д.

Воспользовавшись марксистскими оценками бюрократии, некоторые критики современной государственной службы оце­нивают ее с позиции «абсолютного зла», очерняя тем самым ра­боту сотен тысяч преданных реформам и обществу добросовест­ных государственных служащих, возлагая при этом на государ­ственную службу вину за просчеты политиков. Такая критика не способствует укреплению и развитию этой сферы в нужном гра­жданскому обществу направлении.

Надо отметить также, что сохраняются такие традиции, как неопределенность функций работников государственного аппарата, постоянные «экзамены на лояльность» власти, ограниченность пер­спектив карьеры, финансовая зависимость служащих от граждан, особенно разбогатевших в ходе приватизации государственной соб­ственности, отсутствие гарантий против произвольных увольнений, недооценка государственной службы в представительных и судеб­ных органах, «личная система» назначений руководителями на должности государственной службы лиц, относящихся к «карьер­ным» служащим. Актуальным остается преодоление традиций бю­рократизма в российской государственной службе.

Таким образом, в государственной службе сосуществуют социальные нормы и ценности, которые отражают не только но­вый этап ее становления, формирования, но и исторический опыт государственной службы России, воплощенный в различных формах, видах и типах.

3. На уровне отдельного социального статуса государственного служащего. Важным элементом функционирования государственной службы как социального института является обеспечение, под­держание соответствующего социального статуса государст­венного служащего. Под социальным статусом понимается ус­тойчивое положение внутри системы по отношению к другим индивидам и группам, связанное с определенными правами, обя­занностями, ожиданиями. Понятие социального статуса является самостоятельной ценностью, источником разнообразия, поощре­ния социальной активности, свободы мобильности. Социальный статус ориентирует на занятие более высокого положения в обществе, выбор профессии государственного служащего, формирование соответствующих должностей, продвижение по службе, достижение баланса прав, свобод, обязанностей, ограничений, ответственности.

Особую роль в государственной службе как этической сис­теме играет сам государственный служащий. В этике акценти­руется внимание на личностном аспекте морали. Она определя­ется как специфическое измерение человека. Сформулировано понятие императива - формы и принципа должного поведения, объяснен особый оценочно-императивный механизм осуществ­ления моралью регулирующих функций.

Реализация моральных принципов и норм государственным служащим тесно связана с его пониманием своего особого соци­ального статуса, своего положения в системе государственного управления и в обществе. При этом мораль государственного служащего, в отличие от других граждан, не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, посколь­ку связана с общественными потребностями.

Таким образом, государственная служба как социальный институт включает три основные группы взаимодействия: государственная служба и общество; кадровый корпус государствен­ных служащих как социальный слой (группа) и общество, госу­дарство; государственный служащий и его положение, роль в обществе. Эффективное функционирование государственной службы как социального института зависит от развития и взаи­мосвязи всех трех подсистем социального института.

В процессе реформирования государственной службы как социального института целесообразно учесть исторические, культурные, национальные и другие особенности России, инте­ресы развития гражданского общества, обеспечить открытость государственной службы, повысить доверие к ней со стороны граждан. С этой целью в качестве основной цели государствен­ной службы выступает служение ее кадров интересам граждан, гражданского общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: