«Государственная служба»
1. Современные тенденции развития института государственной службы Российской Федерации.
Издавна в России по словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы.
В службе никогда не было обменных отношений, хотя она и оплачивалась. В период великого Московского княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью военной службы ему. Местничество, которое возникло немного позже, первоначально тоже носило служивый характер. Со времен Ивана IV Грозного считалось, что каждое сословие должно было служить самодержавной и религиозной власти. Дворянство, с момента возникновения и практически до времен Екатерины II рассматривалось в качестве служивого сословия. Становление бюрократии в предреформенный и послереформенный период (XIX в.) также шло под идеологией ее служения монархической, самодержавной власти.
Менялись идеалы, интересы, цели, но суть службы оставалась прежней: обеспечивать формирование, поддержание и развитие отношений, важных для определенных совокупностей людей — социальных слоев, профессиональных групп, организационных структур, идеологических течений. Скажем, по аналогии, во всех странах и в разные времена, суть воинской службы никогда не ограничивалась мастерством владения оружием, парадами, демонстрацией смелости и ловкости на учениях, а усматривалась и усматривается в готовности и обязанности отдать жизнь за свободу, независимость и интересы Отечества. Здесь цена службы сама жизнь человека, которой он нередко жертвует во имя будущего своего народа и своей страны.
|
|
Сущность государственной службы прежде всего выражается в понятиях. Представляют интерес взгляды ученых монархического периода развития России, отразившие особенности отечественной государственной службы и некоторые элементы модели рациональной бюрократии. При этом выделяются два подхода: 1) акцент на служении государству; 2) акцент на исполнении должности. Первый подход представлен Н. Нелидовым и Н. Корку новым и отражает прежде всего правовые основания службы:
- по мнению Н. Нелидова, государственная служба - это совокупность отношений, возникающих между государством и лицами, которые являются его служащими и проводят в жизнь нолю государства;
- Н. Коркунов считал, что государственная служба - это «особое публично-правовое отношение служащих к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности».
|
|
Иной, более узкий подход, ограничивающий государственную службу исполнением должности, высказан в определениях О. Эйхельмана и Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «государственная служба - это отношение к государству лиц, которым поручается исполнение государственной должности».
В современном законодательстве государственная служба трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.
2. Государственная служба как профессиональная деятельность и социально-правовой институт.
Определение государственной службы как деятельности требует уточнения этого понятия применительно к субъекту ее осуществления. Деятельность обычно рассматривается как форма активного созидающего взаимодействия личности с социальной средой, направленная на достижение сознательно поставленной цели познания или преобразования окружающего мира.
В таком понимании деятельность является способом воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.
Особое значение в рассматриваемой теме имеет определение сущности социальной деятельности, одной из форм которой выступает государственная служба. Применительно к ней деятельность является совокупностью социально значимых действий, осуществляемых государственными служащими для достижения заданных государством целей и использующих во имя их достижения различные средства.
Государственная служба как профессия представляет род деятельности служащих, определяемых разделением труда в сфере государственного управления, обособлением определенной группы трудовых отношений, их управленческим содержанием.
Профессия означает определенный набор знаний, умений, навыков и способностей в том или ином виде деятельности.
Особенностью профессии государственного служащего является ее дуализм. С одной стороны, в государственной службе насчитываются сотни конкретных (узких) профессий - юрист, экономист, инженер, политолог и т. д. Соответственно у них должны быть признаки узкой профессии - знания, умения, навыки и способности. С другой стороны, государственные служащие в большей (в группах высших и главных должностей, должностях категории «руководители») или в меньшей (например, в группах младших и старших должностей, должностей категории «обеспечивающие специалисты») степени профессионально занимаются государственным управлением и следовательно обладают управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Это означает, что в принципе государственные служащие должны иметь каждый по две профессии: узкую и общую, управленческую.
Рассмотрение государственной службы как профессии определяет ее деление на виды. Под видом деятельности понимается выполнение общих государственных функций. Вид деятельности указывает на то общее, что имеется в деятельности государственных служащих многих государственных органов, объединенных по какому-либо существенному признаку. Такими признаками является государственное управление гражданскими, военными и правоохранительными процессами. Со времен знаменитой «Табели о рангах» (1722 г.) в России было принято деление должностей на виды службы - воинскую, статскую и придворную. В настоящее время выделяются такие виды государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная.
Таким образом, профессия государственного служащего направлена на выполнение узких и общих задач государственного управления. С этой профессией связаны понятия профессионализации, профессионализма, компетентности, деления на виды государственной службы.