ТОС – это самоорганизация граждан, по месту их жительства на части территории МО. Для самостоятельного и под свою ответственность, осуществление собственных интересов в вопросах местного значения, непосредственно населением и через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
ТОСы включают в себя:
1. Общие собрания, сходы, конференции граждан, другие территориальные формы непосредственной демократии
2. Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц и т.д.
Органы ТОС, в отличии от общественных объединений, действуют только на части территории муниципального образования
К задачам органов ТОС можно отнести:
1. Защита прав и интересов членов территориального сообщества в органах государственной власти и МС
2. Организация акций милосердия и благотворительности
3. Содействие органов МС в проведении таких акций
4. Общественный контроль, за использованием муниципальной собственности, расположенной на территории ТОС
|
|
5. Содействие правоохранительным органам в содержании общественного порядка
6. Работа с детьми и подростками по месту жительства
Органы ТОС, в соответствии с уставами муниципальных образований могут быть ЮЛ, осуществляют экономическую деятельность, самостоятельно используют финансовые ресурсы. Границы ТОСов устанавливаются органами местного самоуправления. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан (подъезд многоквартирного жилого дома, группа жилых домов, жилых микрорайонов, сельских населенных пунктов). Решение о создании ТОСа принимается на общем собрании или конференции граждан.
Собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших 16-ти летнего возраста. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 делегатов, избранных на собрании граждан, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигшей 16-ти летнего возраста.
В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. В таком уставе определяются:
- территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
|
|
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
При этом никакие дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
25. Правовая основа местного самоуправления: понятие и развитие, европейская хартия местного самоуправления.(!!!)
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъект Федерации, а также уставы муниципальных образований и др. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления; ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.
В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода:
1) с 1990 1991 г. по октябрь—декабрь 1993 г.;
2) с октября—декабря 1993 по сентябрь 1995 г.;
3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил силу Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивающий конституционные положения о местном самоуправлении)
4) с 2003 года - самим придумать что рассказать
Первый период связан с началом формирования правовой ось вы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении. Закон СССР об общих началах местного самоуправления определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию правового статуса личности, свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
В соответствии с Законом местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц.
В качестве основы местного хозяйства Закон закрепил коммунальную собственность. Предусматривалась судебная защита прав и законных интересов местного самоуправления. В соответствий с ним союзные и автономные республики должны были разработать и принять собственные законодательные акты, регулирующие местное самоуправление.
|
|
Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная правосубъектность, ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.
Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный — понятие «коммунальная собственность». Местное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктах, т.е. в границах административно-территориальных единиц.
Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфический запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.
Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу политического режима, призванного обеспечить правовое регулирование местного самоуправления субъектами Федерации.
Федеральные органы государственной власти контролируют соблюдение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
|
|
Наконец, значение федеральных законов о местном самоуправлении обусловлено тем, что они, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дают определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и др.