Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения. Минимальный местный бюджет

М естные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Основные принципы организации местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральных законах «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.

В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.2) в состав местных финансов входят:

средства местного бюджета;

государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

другие финансовые средства (добровольные пожертвования; средства самообложения – разовые добровольные целевые сборы, установленные населением и др.).

Закон о финансовых основах местного самоуправления в РФ содержит такие поня­тия, как: консолидированный бюджет, минимальный бюджет, минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемых для расчетов и ана­лиза. Так, бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, распо­ложенных на территории района, и районный бюджет района составляют консолидиро­ванный бюджет района (бюджет района).

Минимальный бюджет - это расчетный объем доходов соответствующего консо­лидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета города без районного деления, покрывающих га­рантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходи­мые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти. Расходная часть минималь­ного бюджета должна исчисляться по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финан­совых возможностей.

Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы - это единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами (соответственно в натуральном или денежном выражении). Разрабатывает эти нормы и нормативы Правительство РФ, а утверждать должен согласно закону - Парламент РФ.

В советский период все действующие на территории государства бюджеты, включая местные, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь самостоятельным уровнем бюджетной системы Российского государства, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные исключительно для решения вопросов местного значения самими муниципальными образованиями.

Деятельность органов местного самоуправления по формированию финансовых средств и их использованию осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядке и процессуальной форме. Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и её субъекта.

Бюджетная система Российской Федера­ции основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной сис­темы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы государства наряду с Федеральным и региональными бюджетами, отношения между которыми строятся на основе принципов:

= взаимной ответственности;

= единства методологии с учетом их особенностей;

= сокращения встречных финансовых потоков;

= компенсации расходов муниципальных образований, возникающих в результате решений государственных органов;

= гласности межбюджетных отношений.

Местный бюджет — это совокупность доходных и расходных источников муниципального образования.

Бюджет состоит из двух основных частей доходной и расходной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: