Над открытым морем действует принцип свободы полетов, являющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Тем не менее, при осуществлении полётов необходимо руководствоваться определёнными правилами, необходимыми для обеспечения безопасности полётов, а это:
Международные стандарты, содержащиеся в Приложении 2 Чикагской конвенции (Правила полётов). Они соблюдаются всеми без исключения государствами-участниками
Соблюдение определённых маршрутов, на которых обеспечивается воздушное движение. Эти маршруты устанавливаются и корректируются региональными аэронавигационными совещаниями, проводимыми ИКАО.
Для установления четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем ИКАО установила 4 основные категории воздушного пространства над открытым морем.
Консультативное воздушное пространство — район над открытым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляются полетная информация лишь в целях оптимального рассредоточения воздушных судов в данном районе.
|
|
Контролируемое воздушное пространство — район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, а соответствующее государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.
Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10—15 миль.
Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки воздушных судов.
Опасная зона — район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов воздушных судов.
Зона ограниченного режима полетов — воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. В качестве примера можно привести ограничения, устанавливаемые для полетов в определенных районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет.