Философия истории гегеля
Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея. Результат получается тот, который заложен Абсолютной Идеей. Прогресс всемирной истории - прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Положение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно привело к осознанию исторического процесса как процесса отмирания и зарождения нового.
Так, этот процесс можно разделить на три стадии:
1. изменение - всемирная история - это процесс изменения
2. возвращение молодости - характеристика всемирного процесса как поступательного -
- если народ, когда-то игравший важную роль на определенном этапе истории, получает новые силы и начинает опять играть важную роль - возвращение к тому, что было, но на новом витке.
|
|
3. разум - закономерность исторического процесса.
Хитрость разума - люди исходят и действуют из своих собственных целей. Результат их действий не всегда тот, к которому они стремятся, а тот, к которому стремится Абсолютная Идея. Т.е. наличие в историческом процессе объективной основы. Но Гегель не отрицает роль личности в истории. Он говорит о том, что существуют два типа людей:
1. индивиды воспроизводящие
2. всемирноисторические люди, которые могут играть некоторую роль в истории
У Гегеля наиболее рационалистическая идея прогресса.
Этапы исторического процесса по Гегелю:
1. Восточный мир - отсутствие свободы
2. Греческий мир (античность) - свобода дополняется несвободой, т.к. у греков существовало рабство, а у римлян - подчинение различных народов
3. Германский мир - подлинная свобода
Ей предшествует: а) реформация (Лютер, Кальвин) б) Великая французская революция
Наиболее плодотворное влияние оказала Реформация
ТЕМА 5 ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА