СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………….....4
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП…………………………………...….4
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПИНЫ…………………...4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПИНЫ «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»………………………………………………………………………………..…….6
4.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………..6
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………7
4.2.1. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ………………………………………………………………………7
4.2.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………………....10
4.2.3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………..42
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………….……………..47
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………..………..47
7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………………….47
7.1. Тематика реферативных самостоятельных работ студентов…………………………47
7.2. Вопросы к коллоквиумам……………………...…………………………………….…48
7.3. Перечень вопросов к контрольной работе…………………………………………….49
8. СИСТЕМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………………………..…………..50
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...…………………….….......52
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПИНЫ……...………..53
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы конфликтологии» являются формирование целостного представления о феноменологии конфликта, его источниках, видах, методах диагностики, способах управления и разрешения; усвоение базовых понятий психологического конфликта и методов его профилактики; содействие развитию конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях разного рода и стимулирование мотивации к освоению основных конфликтологических компетенций.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы конфликтологии» относится к профессиональному циклу вариативной части ОПП. Логически и содержательно-методически данный курс связан с такими базовыми курсами по направлению подготовки, как: «Общая психология», «Социальная психология», «Профессиональная этика», «Психология туда», «Организационная психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология стресса», «Психология деловых коммуникаций». Конфликтология является интердисциплинарной наукой и поэтому ее изучение необходимо для углубления межпредметных связей практически всех учебных дисциплин профессионального и гуманитарного циклов.
Дисциплина преподается в 5 семестре 3 курса.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
* пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
* пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
* использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
* анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
* восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
* использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
* отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
* осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
* выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
* применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
* пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
* участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
* проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
* реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
* самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);
* просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность, природу и структуру конфликта;
- источники и причины возникновения конфликтных ситуаций;
- типологии конфликтов;
- основные характеристики нарушений общения в конфликте;
- динамику конфликта и его аналитику;
- стратегии и тактики поведения субъектов в конфликте;
- методики анализа, предотвращения и разрешения конфликтов;
- основные концепции и теории конфликта;
- перспективные направления исследований в области конфликтологии.
Уметь:
- анализировать конфликтные ситуации и позиции участников конфликта, мотивы и стили их поведения;
- выявлять конфликтные зоны в социальных группах;
- осуществлять диагностику личностных проблем участников конфликта;
- прогнозировать развитие и исходы конфликта;
- разрешать конфликтные ситуации;
- осуществлять медиаторскую деятельность в организации;
- оказывать помощь людям по разрешению личностных конфликтов в процессе индивидуального консультирования и социально-психологического тренинга.