Поэзия 1830-х гг.: общая характеристика

Лекшн+джорн.

Поэзия 30х опр-ся именами Пушкина и Лермонтова. Прозаизация жизни, лит-ры.

Удивительная популярность 1х опубликованных пр-ний Лермонтова – Мцыри, Купец Калашников, Демон (не опубликован, но разошёлся в списках). Вершина романт. поэзии.

Бенедиктов – злейший враг Белинского. Развенчивал бенедиктовщину.

Эпоха нового подъёма романтизма. Романтизм в массовой лит-ре. Массовая аудитория того времени – провинциальные помещики и бюрократы среднего звена. Тв-во Бенедиктова. Символ переходного периода русской поэзии. Исторически значимый поэт.

Романтизм вульгарный, эпигонский. Поэзия требует подготовленного читателя. Прозу печатали в книгах, но лучше расходились небольшие журналы со стихами массов. ром-ма.

1835 – первый сборник Бенедиктова. Выдержал 3 издания. Пушкин промолчал. Жуковский приветствовал и оценил. Тургенев (тогда студент МГУ) вспоминал, что рядом с Пушкиным ставили Бенедиктова. 3 «Э» Бенедиктова: эпигон, эксперимент, эффект.

Пушкина невозможно представить чиновником. А Бенедиктов служил по финансовой части. Самоопределение: «ремесленник во славу красоты».

Одоевский и Полежаев. Продолжили гражд. романтизм, поэзию поэтов-декабристов.

У Полежаева было реалистическо-натуралистическое видения мира («Песнь погибающего пловца»). Романтич. восприятие окружающего мира и погружение в бездну вечности.

Тема свободолюбия.

Песенная, крестьянская поэзия у Кольцова. Народный поэт. Ему удалось взглянуть на жизнь крестьянина изнутри.

Меняется социальный состав писателей.

Гендерный вопрос сказывается на лит. процессе. От Карамзина пошло восприятие женщины как музы. Она читатель и судья. К женскому вкусу апеллируют как к утончённому и идеальному. Образ хозяйки салона. Зинаида Волконская. Салон, литература, музыка, стихи.

Появляется женщина-автор. Поэтессы Евдокия Ростопчина и Каролина Яниш-Павлова. Европейская закваска, самообразование, 6 языков, словесность. Мужское перо: индивидуализм, культ воли, интеллектуальность.

Салтыков-Щедрин высмеивал её как представителя мотыльковой поэзии. «Мотылёк»: нужно жить, как мотылёк, вне земного притяженья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: