Культурные последствия крещения Руси

Через христианство происходило освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации – письменности, литературы, новых жанров искусства – каменного зодчества, иконописи, летописания; стали появляться школы и мастерские по переписке книг. Но вслед за Византией Русь отказалась от ваяния – скульптуры в православном храме нет; поощрялось пение а-капелла, но запрещалась инструментальная музыка.

Древнерусская каменная архитектура возникла под влиянием византийской традиции. Первыми строениями этого типа были Десятинная церковь (Х в.) и Софийский собор (XI в.), возведенные в Киеве. Основным видом храма стала укороченная базилика (крестово-купольные храмы). Первоначально купола (главы) были круглыми или шлемовидными, но затем с XII в. появились луковичные. Их ошибочно считают чисто русской формой купола, в действительности луковичные главы появились на сто лет раньше в ряде земель Центральной и Восточной Европы.

В восточной части храма появились апсиды – алтарные помещения, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам Бог.

В северо-восточных русских княжествах крестово-купольный тип храма развился в башневидные церкви. Произошло это не без участия иноземцев из «умных стран». Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приглашенный Иваном III для строительства Успенского собора Кремля и вывезенный для знакомства с образцами древнего местного зодчества, без труда узнал руку своих соотечественников в том типе храма, к которому принадлежит церковь Покрова Богородицы на Нерли (XII в.).

Действительно самобытным явлением древнерусской архитектуры стало шатровое покрытие – завершение башни в виде 4-гранной или многогранной пирамиды, увенчанной главой. Оно возникло в XIV в. в княжествах Московском и Тверском под влиянием конструкционных особенностей деревянной архитектуры. На XVI в. приходится расцвет этой технологии, что ознаменовало отход от византийского крестово-купольного типа. Такую крышу имели не только храмы, но и колокольни и сторожевые башни.

Начало древнерусской словесности было положено деятельностью братьев Кирилла (827 – 869) и Мефодия (815 – 885) – христианских миссионеров, создателей славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками христианства.

Грамотность на Руси в то время была делом достаточно распространенна. Об этом свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в. Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику – Священное Писание и произведения раннехристианских отцов Церкви IV –VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, а также произведения массовой литература. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI – началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI –XII вв. невелико: летописание, житие и слово.

27. Древнерусская письменность и литература

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков.

Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Особенностью русских летописей было то, что первые летописи датировались XI в.; события раннего периода излагались, очевидно, по фольклорной традиции. В летописных сводах отдельных княжеств дается ярко выраженная положительная оценка местного князя и резко отрицательные характеристики его врагов и соперников. Летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Иногда «крамольные» тексты соскребались с пергамена; это происходила по причине того, что монастыри и монахи-летописцы зависели от князей, а князья были основными заказчиками книг.

Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. «Повесть временных лет» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов. Русское летописание возникло в Киево-Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI в., а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, в начале XII в. Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности. Источником для летописца служили предания, народные песни, устные рассказы современников, письменные документы. В «Повести временных лет» приведены предания о происхождении славянских племен, об их расселении по течению Днепра и вокруг озера Ильмень, о столкновениях славян с хазарами и варягами, а также о призвании новгородцами варягов-русь во главе с Рюриком и образовании государства с названием Русь. Предания, зафиксированные в «Повести временных лет» являются практически единственным источником сведений о первом древнерусском государстве и первых его князьях: именно здесь появлются имена легендарных Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Первые жития посвящены христианским мученикам – князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии.

Жанр жития использовался для постановки философских и этических проблем. Примером может быть Житие Варлаама Хутынского (XII в.). В нем рассматривались два поступка Варлаама, когда он спас грешника, которого хотела растерзать за преступления толпа новгородцев, а в другой раз он остаивил без помощи явно невиновного человека, хотя его просили не допустить несправедливую казнь. Важнейшим компанентом повествования является объяснение мотивов действий святого старца. В первом случае Варлаам попросил толпу отдать ему грешника, чтоб тот молитвою и послушанием в монастыре спас свою душу. А во втором случае он посчитал, что для души невинно осужденного полезнее уже сейчас предстать перед Творцом, пока тот не совершил какого-либо преступления. Возможно, это Проведение спасает его от худшей участи – гибели души во грехе, пояснил Варлаам: «Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: “Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть”».

Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения – равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.

Повести, или «слово» – героизированный рассказ об исторических событиях, разновидность летописных сводов. Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185 – 1188). В «Слове» описан неудачный поход 1185 г. русских князей на половцев, который был предпринят новгород-северским князем Игорем Святославичем. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Автор «Слова» скорбит о разъединении Великой Руси. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что крупного можно победить только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

«Слово о законе и благодати» – один из древнейших памятников древнерусской литературы. Написано митрополитом Илларионом в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами). Тема «Слова» – тема равноправия народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества только одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

Притчи, поучения – это разновидность проповеди. «Поучение Владимира Мономаха» – литературный памятник XI-XII вв., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). «Моление Даниила Заточника» – памятник древнерусской литературы XIII века, написанный как обращение автора, попавшего в затруднительное положение, заключенного в тюрьму, к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 до 1236 гг.

Жанр хо́жения – это средневековые путевые заметки. «Хо́жение за три моря» сделано в форме записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 – 1474 гг. Повествует о нравах, обычаях, культуре Индии. Никитин размышляет о различиях русской и индийской культуры и религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: