Северное Возрождение

Северное Возрождение – термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе, или более широко – во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Северное Возрождение было представлено жанрами (литература, станковая живопись, офорт), доступными для широких слоев городского и даже сельского населения. Это позволило ему влиять на сознание масс людей. Глубокая религиозность, развитие идей религиозного «обновления» отличает это искусство от Италии, где развивалось светское гуманистическое мировоззрение. Северное Возрождение испытало на себе большее влияние готического искусства (напр., традиций художников Бургундского двора) и меньшее со стороны античного наследия; у художников отсутствовала тяга к изучению анатомии, отсюда погрешности в изображении человеческой фигуры. Действительно, у них отсутствует страсть к созданию совершенных людей и к поиску классических форм (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). Но зато отмечен огромный интерес к природе и каждодневному быту; что вылилось в широкое отражение жизни народа.

Станковая живопись – лидер среди видов художественной деятельности, а в Италии – скульптура, фресковая живопись, архитектура. Среди североевропейских художников популярна тщательная и детализированная техника письма в отличие от итальянского сфумато периода Высокого Ренессанса. Примечательно, что новая живописная техника масляной живописи, созданная Яном ван Эйком, т.н. фламандская манера, в середине XV в. проникла в Италию и вытеснила старую технику письма темперой. Так что без этого не было бы и сфумато.

Исследователи разделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское Возрождение и др. Это связано с формированием национальных очагов культуры.

Художникам Голландии и Фландрии чужды искания художников итальянского Возрождения, направленные на раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия. Вплоть до XVI в. их внимание не привлекут ни теория перспективы, ни учение о пропорциях. Нидерландские живописцы разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им передавать впечатление глубины пространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; они широко применяют различные оптические эффекты – преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя с предельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостренной зоркостью воссоздают сверкающее богатство красок простых бытовых вещей.

Иероним Босх (наст. фам. ван Акен) (ок. 1450/60–1516), нидерландский художник, один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения. На основе символизма народного творчества, на темы народных поговорок, пословиц и притч он рисовал сатирические картины, например, «Корабль дураков», полный иронии и иносказания. Весь смысл аллегорий и семантики картины не ясен. Почему тушка жирного каплуна привязана к мачте, зачем в ветвях на вершине мачты сидит сова, о чем просит женщина с кувшином, нам уже непонятно. Но очевидны другие символы: что монах и монашка, распевающие песни, занимаются неподобающим делом; что иметь шута в качестве рулевого глупо, как и, находясь в воде, протягивать чащу за водой, чтобы напиться.

В его произведениях присутствует средневековая фантастика, но не мистицизм. Реализм состоит в отображении эмоций и страхов, страданий и фантазий. Верно схваченные низкие людские типажи, несмотря на утрирование и гротеск, весьма жизненны. Пейзажи лиричны. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в европейской живописной традиции. Ближайшие его последователи сюрреалисты ХХ в.

В творчестве нидерландца Рогира Ван дер Вейдена (около 1400-1464) начинает сказываться античная традиция реалистического письма. Особенно прекрасно его выполненные на заказ портреты горожан и их жен.

Ян Ван Эйк (ок. 1390–1441), нидерландский живописец и тоже мастер портрета. Примечательно, что картины на религиозные сюжета написаны им с нарушением пропорций и стремлением передать христианскую символику образов и сюжетов, а портреты абсолютно реалистичны. Например, «Мадонна в церкви» изображена непропорционально крупной применительно к зданию готического храма: она достает головой до вершин опорных внутренних колонн. Но столбы солнечного света возвращают зрителя к средневековой символике, т.к. означают присутствием Бога в мире.

Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой. Эта картина передает множество деталей быта XV в.: парадная кровать в гостиной, никогда не использующаяся по назначению, должна показать, что хозяину по средствам такое количество бархата; полированное бронзовое зеркало, также символ богатства и успеха; брошенные в стороне туфли на деревянной подошве должны показать, что супруг вернулся домой; маленькая собачка также призвана подчеркнуть уют домашнего очага.

Питер Брейгель Старший (около 1525/30–1569), фламандский живописец и график, получивший прозвище Мужицкого за любовь к изображению простецов. Постоянно движущуюся народную массу, по мнению искусствоведов, должна показать заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие.

Его творчество представляет собой синтез итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и местного народного искусства – лубочных рисунок и фольклора. На его картинах обилие фигур и деталей, написанных острым контурным рисунком. Образы, даже если их лица скрыты, выразительны через позу и движение. Композиционная особенность – мелкие фигуры, естественно вписанные в ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками. Он писал образ населенного мира. Люди на его картинах помещены в пространственно широкую композицию, заполненную пейзажем. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа как самостоятельного живописного жанра.

Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) наиболее близок к итальянской школе. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был выходцем из Венгрии и золотых дел мастером. Дюрера называют немецким Леонардо, т.к. ему были подвластны разные жанры искусства: гравюра, рисунок, живопись. Он делал проекты оборонительных сооружений; увлекался опытами и упражнениями по геометрии. В карандашных рисунках он предстает как прекрасный рисовальщик, объединивший тонкость письма нидерландской школы с реализмом итальянской.

В течении всей жизни он рисовал автопортреты, с помощью которых хорошо понятен его собственный взгляд на себя, свое творчество и место в мире. Наиболее известный его автопортрет в 26 лет, тот, на котором Дюрер изображен в белых замшевых перчатках, призван зафиксировать уже обретенный его профессией в его лице статус: художник – уже не ремесленник, а аристократ. Другой более поздний портрет в возрасте Иисуса Христа – 33 лет – так и нарисован с намеком на Иисуса: я тоже несу свой крест.

Цикл гравюр на меди, созданный им, отличается законченным реализмом образов. Во всех них присутствует современный Дюреру человек крестьянского типа с грубым лицом, одетый в костюм того времени и окруженный точно переданной обстановкой. Большое место уделено бытовым деталям. Здесь впервые обнаруживается интерес художника к обнаженному телу, которое Дюрер передает с большим знанием, точно и правдиво, выбирая в первую очередь некрасивое и характерное.

Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии I половины XVI в. Ее представители Л. Кранах, Х. Лаутензак, А. Альтдорфер получили исторический приоритет в пейзажной живописи. Характерными чертами школы стали эмоциональность человеческих образов и ситуаций; патетичность пейзажа; яркие краски и выразительный рисунок. Глава дунайской школы живописи Альбрехт Альтдорфер (около 1480—1538), независимо от Рафаэля осваивал технологию изображения лунного света.

Ранее творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) принадлежит этой школе. Резкая и новаторская живопись Кранаха: правдивость образов, асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение, как бы предвосхищает грядущие общественные потрясения в Германии. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр («Проповедь Иоанна Крестителя»). Одновременно в творчестве художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника.

Эпоха Возрождения в Северной Европе и Реформация частично совпадают во времени, но являются разнородными явлениями. Если первое это – светское движение интеллектуальной элиты, то второе – религиозное движение, его идеи нашли отклик во всех слоях общества.

Литература Северного Возрождения: Англия

В отличие от Итальянского Возрождения Северное особенно проявило себя в литературе. Процесс становления европейских наций современного типа был связан с формированием и национального литературного языка, и неповторимой национальной культуры.

Особенность английской культурной среды периода позднего Средневековья – отсутствие единого литературного языка. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта. В конце XIV в. только у одного Джефри Чосера чувствуются влияния итальянского ренессанса, и только в конце XV в. идеи гуманизма занимают в английской культуре прочное положение.

Уильям Шекспир (15641616) – величайший английский драматург и поэт. Родился в небольшом провинциальном городе Стратфорде-на-Эйвоне в семье зажиточного ремесленника и торговца. После женитьбы в 18 лет он переезжает в Лондон, где поступает на работу в театр. Как актер Шекспир не пользовался большим успехом, но он быстро завоевал славу как драматург. Он также был одним из совладельцев знаменитого столичного театра «Глобус», где ставились его пьесы.

Как автор сонетов, Шекспир также стал одним из самых выдающихся поэтов Возрождения. Тематика их разнообразна: это и стихотворения о любви, о дружбе, и размышления о жизни, творчестве, искусстве. В сонетах отразился его жизненный опыт и переживания. Шекспир посвящает целый цикл сонетов «смуглой леди» – женщине, чей облик не соответствует аристократическим канонам красоты.

Драматическое творчество Шекспира включает в себя разные жанры – комедии, исторические хроники, трагедии. Все его произведения делятся на три периода: в первый из них – в 90-е гг. XVI в. – у Шекспира преобладают комедии. Комические пьесы Шекспира наполнены ренессансной жизнерадостностью, природа рисуется как мудрое и благое начало, человек добродетелен, его недостатки легко преодолимы, в пьесах всегда счастливый финал («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь). Лишь одна трагедия написана в этот период — «Ромео и Джульетта» (1595). Сюжет этой трагедии Шекспир наполняет особым смыслом: в любовной трагедии юных героев находит выражение глубокий конфликт эпохи, гуманистическая история любви по свободному выбору сталкивается с предрассудком родовой вражды между двумя семействами.

Во второй период творчества (1601 – 1608) Шекспиром написаны самые знаменитые трагедии – «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет».

В трагедии «Гамлет» Шекспир перерабатывает сюжет, известный из старинных средневековых хроник. Датский принц Гамлет превращается в пьесе в современника Шекспира, он – студент Виттенбергского университета, одного из самых блестящих учебных заведений той эпохи. Вернувшись домой после беззаботной студенческой жизни, он столкивается с миром, в котором царит зло. По королевскому замку бродит призрак короля, отца Гамлета, и просит отомстить за него своему брату, который его отравил и женился на матери Гамлета. Герой в отчаянье и полон желания мести. Знаменит монолог Гамлета:

Быть иль не быть – вот в чем вопрос.Что благороднее: сносить ударыНеистовой судьбы – иль против моряНевзгод вооружиться, в бой вступитьИ все покончить разом... Умереть...

Шекспир создает не просто драматическую историю мести сына за убийство отца, а трагедию постепенного осознания степени дисгармонии мира. Гамлет – образ думающий, героический и самоотверженный. Но это новый тип героя – мало кому из восхищенных им захочется последовать его примеру.

Другим популярным образом стала властолюбивая жена Макбета. Пьеса «Макбет» напоминает античные трагедии: в них рок, предсказания и злодейство представлены в полном объеме.

Три ведьмы предсказывает двум возвращающемся после победы героям их будущее. Макбету – что он станет таном (лордом) области Кавдор, а потом даже королем Шотландии. Его товарищу Банко – что королем он не станет, но станет предком династии королей. Вскоре король Дункан в благодарность за одержанную победу дает Макбету титул тана Кавдора. Удивленный Макбет рассказывает жене о пророчестве. В женщине просыпается жажда трона. Она подговаривает мужа убить короля, не сразу, но он соглашается. Его избирают королем. Помня о предсказании в отношении Банко, Макбеты убивают его, но его сыну удается спастись.

На пиру появляется дух Банко и садится на пустой трон. Обеспокоенный Макбет вновь идет к ведьмам. Они дают ему три предупреждения: остерегайся Макдуфа, другого знатного вождя шотландцев; «Никто из тех, кто женщиной рожден, не повредит Макбету»; «От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм».

Самым опасным считают Макбеты первое из них и убивают всю семью Макдуфа, но сам Макдуф в то время находится в Англии. Леди Макбет гложет совесть, она ходит во сне по замку, хочет отмыть руки от крови, и пугает своим безумием прислугу. Макдуф и один из сыновей убитого короля Дункана Малкольм тем временем собрали армию и вторглись в Шотландию; они окружают замок Дунсиан, для маскировки спрятавшись за сорванные ветви деревьев. Слуга в панике сообщил Макбету, что лес стал двигаться. Второе пророчество выполнено.

Разгорается битва, Макдуф сходится с Макбетом. Макбет говорит, что не боится Макдуфа, и что он не может быть убит любым мужчиной, рожденным женщиной. Тогда Макдуф отвечает, что он «из чрева матери ножом исторгнут». Макбет наконец понимает последнее пророчество, но поздно. Битва заканчивается тем, что Макдуф отрубает голову Макбету, исполняя пророчество. Коронуется Малкольм, сын убитого Банко – предок Стюартов, королей Шотландии.

Важный для творчества Шекспира и показательный для эпохи Позднего Возрождения образ – сэр Джон Фальстаф, комический толстяк; типаж, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, но наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и веселый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно все, что связывает человека, он – олицетворение свободы духа и беспринципности. В уста сэра Джона Шекспир вкладывал остроты, пользовавшиеся небывалой популярностью у зрителей. Фальстаф: «Пето, правда ли, я возмутительно опустился? Я худею, сохну. Кожа висит на мне, как распущенное платье на старухе. Я сморщился, как печеное яблоко. Надо мне покаяться, а то я позабыл, какой вид имеет церковь внутри. Общество, дурное общество погубило меня».

Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Его произведения переведены на множество языков, многие пьесы Шекспира были экранизированы (например, «Гамлет» и «Король Лир» известным режиссером Г.М. Козинцевым), стали основой балетов («Ромео и Джульетта» на музыку С.С. Прокофьева).

Литература Северного Возрождения: Германия

В XV-XVI вв. особенность Германии в том, что развитие на ее территории шло неравномерно. Литература Германии тогда была разнородна. Гуманисты писали в основном на латинском языке. Крупнейшие представители ученого гуманизма – Иоганн Рейхлин (1455-1522), Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Ее представляют Мартин Лютер (1483-1546) и Томас Мюнцер (1490-1525).

Лютер, выступавший против римской церкви, поддерживавший сперва народные массы, впоследствии перешел на сторону князей, из страха перед крестьянским революционным движением. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество. «Люди голодны, – писал он, – они хотят и должны есть».

Наряду с латинской литературой ученых гуманистов и агитационно-политической литературой реформаторов развивалась и народно-бюргерская литература. Но она еще сохраняет средневековые черты и несет оттенок провинциализма. Один из крупнейших представителей бюргерской литературы – поэт Ганс Сакс (1494-1576). Его наследие велико. Это стихи, песни, басни, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).

Представителем и родоначальником одного из направлений бюргерской литературы (сатиры) является Себастьян Брант (1457 – 1521), автор «Корабля дураков». Дураки – сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, продажность, неумение уживаться с людьми, дурные манеры, пьянство, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Это и дурачки-старички, обучающие молодых всяческому вздору; это и волокиты, готовые терпеть любые издевки плутовки Венеры; это и сплетники, интриганы и склочники; подхалимы, игроки, врачи-шарлатаны.

Литература Северного Возрождения: Франция, Испания и Португалия

Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов «Плеяду».

Франсуа Рабле (14941553) – величайший писатель эпохи Возрождения во Франции. Он был автором одной книги, но эта книга стала вершиной гуманистической французской литературы, мудрой и веселой энциклопедией Ренессанса. Замысел романа рождается у Рабле под влиянием опубликованной в 1532 г. народной книги о великане Гаргантюа. Книга так понравилась писателю, что вначале он пишет как бы ее продолжение – историю Пантагрюэля, сына Гаргантюа. Однако задачи гуманиста Рабле отличались от забавных историй народной книги. Роман воспринимается на первый взгляд как забавная, грубовато-комическая и фантастическая хроника о великанах. Писатель поднимает очень важные проблемы, которые волновали многих гуманистов. Это, во-первых, проблемы гуманистической педагогики (история обучения Гаргантюа), проблемы войны и мира (история военного конфликта между государствами Грангузье и Пикрошоля), проблема идеального общества (история Телемского аббатства) и это, во-вторых, множество актуальных политических, религиозных, общественных вопросов, которые Рабле решает в «карнавальной» (по меткому определению известного ученого М. М. Бахтина) стихии романа.

Литература испанского и португальского Возрождения, однако, богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьезное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Появился типично испанский жанр плутовского романа («Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» Матео Алемана). Этот жанр возник в противовес тусклым и скучным морализаторским романам, которые в обилии писали в то время стареющие аристократы и представители церкви. Симпатии авторов плутовских романов и их читателей были на стороне главных героев – жуликов и проходимцев. Особенно нравилось публике то, что их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники, священники.

Мигель де Сервантес Сааведра (15471616) – один из самых читаемых классиков мировой литературы. Его главное произведение, в котором Сервантесу удалось создать «вечный образ» и «вечный жанр» романа нового времени, – это «Дон Кихот». Бессмертная книга родилась из первоначального замысла написать пародию, высмеять популярные в Испании XVI в., да и во всей Европе, рыцарские романы, больше напоминающие сказки, заполненные идеальными героями, возвышенными подвигами, необыкновенными приключениями. Это история одновременно комических и возвышенно-печальных приключений «мудрого безумца», решившего стать идеальным рыцарем. Дон Кихот стал «вечным образом», как Гамлет или Фауст, – образом благородного идеалиста. Возникло особое понятие «донкихотства»: оно соединяет в себе гуманистическую жажду идеала, энтузиазм, великодушие, бескорыстие – и наивность, чудаковатость, склонность к иллюзиям. Эта двойственность заложена в самом образе героя Сервантеса. Внутреннее благородство Дон Кихота парадоксально сочетается с комизмом внешних проявлений. Благородный и нелепый одновременно, рыцарь составляет вместе со своим оруженосцем Санчо Пансой, вторым важным образом романа, комическую пару. Каждый из героев противопоставлен другому как внешне (худой и высокий Дон Кихот и маленький, толстый Панса), так и внутренне (возвышенность духа рыцаря – приземленность, трезвый расчет оруженосца). Странствия героев позволяют Сервантесу нарисовать широкую картину жизни Испании, быта и нравов современников, ввести в повествование истории различных персонажей (их в романе, по подсчетам критиков, 669).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: