Позднее Возрождение. Маньеризм

Особенность Позднего Возрождения – «трагический гуманизм», под которым подразумевают осознание противоречий жизни. Он приходит на смену наивному оптимизму раннего Ренессанса. Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им еще присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности все же до сих пор присутствуют.

Основное настроение – разочарование и уныние скрывается пафосными произведениями искусства, блестящими по колориту, грандиозными по размаху, где декоративность важнее внутреннего смысла. Тициан, Микеланджело и даже Леонардо, по мнению некоторых искусствоведов, имеют в творчестве признаки духовного кризиса, характерного для эпохи Позднего Возрождения: замена диалога с реальностью на игру виртуозных форм. Стиль этого периода именуют «маньеризмом».

Паоло Веронезе (1528 – 1588). Излюбленные темы его произведений — изображения искрящихся весельем торжественных пиров и празднеств, которыми славилась в то время аристократическая Венеция. На фоне лазурного неба и декоративной беломраморной архитектуры венецианских палаццо развертывается пиршество, запечатленное в композиции Веронезе «Брак в Капе» размером 63 кв. м, включающей около ста тридцати фигур. Замечательная колористика полотна отражает стремление убедить, что жизнь – это праздничное красочное зрелище.

История создания другой картины непроста. Первоначально она носила название «Трапеза Господня». Но после ее окончания в 1573 г. инквизиция предъявила претензии к слишком вольному толкованию евангельского сюжета – персонажи позволяют себе непристойное поведение, вокруг стола изображены шуты и карлики. Художнику было приказано исправить отступления от канона. Веронезе исправил, но только название, полотно стало называться «Пир в доме Левии». Трехарочная лоджия, на которой происходит пиршество, открывает вид на узнаваемые венецианские здания. Изображенные на картине люди – это сами венецианцы – свободные, богатые и умеющие радоваться жизни. Но в то же время Веронезе запечатлевает человека в конкретной социальной среде. Четко определимы аристократ, богатый купец, бедный подмастерье и бродяга. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью.

Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518-1594). Сын красильщика шелка (тинторетто, т.е. «красильщик», отсюда его прозвище), он на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства.

Интерес художника к динамике резко освещенной формы, необычным ракурсам, к изображению народной толпы, охваченной единым действием, настроением, состоянием.

В картине «Тайная вечеря», порывая с традиционным решением этого сюжета, художник переносит действие в полуподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости. Верхний боковой свет способствует выявлению объемов, беспорядочность движений создает впечатление случайно подмеченной сцепы, а незначительные жанровые эпизоды лишь усиливают драматизм действия, давшего название полотну.

Картина «Чудо св. Марка» не лишена юмора и иронии. Толпа народа, охвачена смятением, она созерцает чудо – появление с неба св. Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека. Примечательно, что святой появился в пространстве картины со стороны зрителей и изображен со ступнями, как бы нависшими над головами нарисованных людей и тех, кто смотрит на них из реального мира.

Караваджо Микеланджело (1571-1610) – итальянский живописец. Ранние работы Караваджо выполнены в стиле маньеризма, поздние – носят отпечаток нового реалистического подхода. Караваджо полностью посвящает свое творчество религиозной тематике. Его часто критикуют за приземленность, за то, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, чем на святых; но именно эта особенность манеры и виртуозное владение светотенью оказывали огромное влияние на художников, которые съезжались в Рим со всей Европы, чтобы увидеть работы Караваджо и в какой-то степени усвоить этот новаторский стиль. Все его поздние картины – это нарушение принципов композиции. В картине «Положение во гроб» те, кто держит тело Христа, как бы передают его зрителям. Большую часть полотна «Обращение Савла» занимает конь, да еще со стороны хвоста, который сбросил с себя Савла, будущего апостола Павла, ослепленного светом и оглушенного голосом Христа. Сам Савл распростерся где-то внизу. Так же нестандартно изображена Богоматерь – «Успение богоматери». Обычно христианские художники изображали ее умиротворенной в смерти и радостной перед встречей с сыном на небесах. У Караваджо нет умиротворения в ее фигуре, видно, что смерть была мучительна. Она в красном, и все в красном, складки красной ткани, увлекающие взгляд вверх.

Литература эпохи Возрождения: Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV вв. Но наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV в. Социально-экономические предпосылки (капиталистические отношения, появление класса буржуа) делают Италия родиной всего европейского Возрождения. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие: основным предметом изображения в литературе становится человек с сильным характером; широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий; по-другому воспринимается природа.

Франческо Петрарка (13041374) был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики. Своей единственной героиней он выбрал Лауру, которую он встретил в 1327 г. в авиньонской церкви. Ее он прославляет в сонетах и канцонах (песнях) на итальянском языке. Именно итальявские стихотворения «Канцоньере» (Книги песен) принесли поэту мировую славу и бессмертие. Книга состоит из двух частей – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она умерла от чумы в 1348 г.). Возвышая Лауру, подчеркивая ее целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса, прелесть движений:

О, как за нею наблюдать чудесно,

Когда сидит на мураве она,

Цветок среди травы напоминая!

О, как весенним днем она прелестна,

Когда идет, задумавшись, одна,

Для золотых волос венок сплетая.

В его сонетах создается атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и противоречия. Красота Лауры сливается с красотой земного мира и от нее неотделима. Петрарка регулярно отмечает «юбилеи» nepвой встречи, но никакого событийного ряда в «Канцоньере» нет. Лаура иногда милостиво одаряет верного поклонника своим приветом, иногда предстает в образе надменно недоступном; Петрарка порой проклинает неизбывную муку, ставшую его вечным уделом, порой благословляет ее; но вне любви себя не мыслит. Любовь – это основное содержание его внутреннего мира и та сила, которая дарует поэту власть над словом.

Джованни Боккаччо (13131375) в историю мировой литературы вошел как автор сборника новелл «Декамерон». Название сборника в переводе с греческого означает «Десятидневник». Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на загородной вилле. Источники «Декамерона» очень разнообразны – это и античная, и средневековая литература, восточные легенды, библейские притчи, новеллы средневековья и Возрождения. Старые истории у Бокаччо становятся яркими и интересными, получают новый смысл и звучание. Его новеллы представляют целую галерею характеров и типов. По контрасту с обрамляющей частью сборника, рисующей картину чумы, атмосфера, в которой живут персонажи новелл и их рассказчики, дает ощущение бьющего через край жизнелюбия, оптимизма. Но помимо этого, новеллы «Декамерона» включают в себя и сатиру на духовенство, на его лицемерное внешнее стремление к аскетизму. Боккаччо смеется над предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными персонажами своих новелл, прославляя ум, энергию, находчивость, остроумие и любовь к земной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: