Региональные элиты и их роль в региональных конфликтах

Понятие "региональная элита" многозначно и потому нуждается в определении. Целесообразно использовать принятый в политической науке альтиметрический, или функциональный, подход. В этом случае под региональными элитами следует понимать совокупность лиц, занимающих статусные позиции в структурах власти или непосредственно влияющих на эти структуры и процесс принятия политических решений1. Альтиметрический подход избавляет нас от необходимости следовать меритократическим и аристократическим установкам, в соответствии с которыми элитой считаются находящиеся у власти или при власти обладатели особых позитивных личных качеств.

В России в самом узком смысле принято говорить о региональной властной элите, главными представителями которой являются высшие должностные лица субъектов федерации. Довольно часто в работах политологов именно губернаторский корпус и его политическое позиционирование ассоциируются с региональными элитами в целом. Это по-своему оправданно, поскольку губернаторы, несомненно, являются не просто первыми лицами в своих регионах, но и референтными фигурами для значительной, если не основной части региональной элиты. Именно высшие должностные лица субъектов федерации обычно рассматриваются в качестве региональных лидеров.

Понятие "региональная элита" рассматривается с несколькими степенями его расширения.

• Won региональной властной элитой понимается совокупность лиц, занимающих основные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в регионе и, таким образом, непосредственно, по должности влияющих на процесс принятия властных (политических) решений.

Сюда же относятся парламентарии, представляющие данный регион на общенациональном уровне.

• Региональная политическая элита — понятие несколько более широкое. В него включаются фигуры, не обладающие властными должностями, но непосредственно влияющие на ход политического процесса. Во-первых, это лидеры и ключевые представители политических партий и общественных движений, участвующих в политической жизни региона. Во-вторых, ведущие представители деловой элиты, воздействующие на процесс принятия решений. В-третьих, непосредственным политическим влиянием могут обладать национальные и религиозные лидеры.

• Региональная элита в целом может включать в себя фигуры, не занимающиеся непосредственно политической деятельностью, однако косвенно оказывающие влияние на политический процесс. Это могут быть лидеры общественного мнения, например представители интеллектуальной элиты, просто уважаемые люди, которые влияют на общественные настроения и таким образом воздействуют на процесс принятия политических решений, осуществляемый властным истеблишментом.

На протяжении последних лет, начиная с позднеперестроечного периода, властная элита в российских регионах находится в процессе перманентной трансформации, вызванной изменениями институционального дизайна и идеологии, отношений между центром и регионами, системы регионального лидерства и др.

При структурном анализе региональной элиты можно использовать несколько подходов.

• Социогенетический подход позволяет анализировать региональные элиты с точки зрения их социально-профессионального происхождения. На этом основании, например, принято рассматривать структуру губернаторского корпуса, отталкиваясь от карьерно-профессиональных и образовательных критериев (см.

, например: [Слепцов и др., 1998]).

• Географический подход определяет структуру региональной элиты по ее территориальному происхождению. Например, изучается соотношение местных и "пришлых" фигур (в отношении последних нередко используется слово "варяги"). Определяются устойчивые группы элиты, происходящие с одной территории внутри региона (такие территории называют еще "кузницами кадров").

• Этнический подход определяет этническую структуру региональной элиты и ее соответствие этнической структуре населения. Вопрос распределения власти и ключевых политических позиций между представителями этнических и субэтнических групп является особенно актуальным в национальных автономиях.

Большого внимания заслуживает изучение места и роли региональной элиты в российской политической системе. На протяжении всей истории региональные элиты ведут борьбу за статус и влияние на федеральном уровне, и потому особой темой является их субъектность в общегосударственной политике. Выделяются различные аспекты политического влияния региональной элиты на федеральном уровне, например:

• лоббизм в федеральных органах власти;

• влияние на законотворческий процесс через Совет Федерации;

• влияние на электоральный процесс через поддержку тех или иных партий. Уровень влияния региональных элит на общегосударственный политический

процесс в России неустойчив и зависит от текущей модели отношений "центр — регионы"

1 7)Способы урегулирования региональных конфликтов

В литературе предлагаются следующие стратегии урегулирования региональных конфликтов. Каждая стратегия имеет свои минусы и плюсы и в каждом конкретном случае нужно учитывать природу конфликта.

Интеграция.

Задача процесса – минимизация значимости этнических различий в политической повестке дня и в повседневной жизни.

Направления:

социально-культурное (общая система образования, предоставление жилья, направленное на предотвращение этнической сегрегации);

экономическая интеграционная политики: недискриминационные рынок труда (оплата труда, равный доступ к рабочим местам, равные карьерные возможности), равные социальные стандарты, особые программы региональной политики (инвестиции, условия налогообложения);

политическое измерение: придание региону особого статуса.

Интеграция может перейти в ассимиляцию меньшинства – потерю культурной идентичности, а угроза этого может скорее спровоцировать конфликт, нежели предотвратить его.

Условия интеграции:

добровольный характер

консенсус меньшинства и большинства относительно использования интеграционной политики;

желание обеих сторон решить данную задачу, а также создание адекватных институциональных рамок для ее решения.

Сецессия/ирредента.

Сецессия – это процесс, в результате которого население, занимающее определенную территорию в рамках существующего государства, добивается отделения от этой территории и создает независимое государство. Сецессия – результат регионального сепаратизма.

Региональный сепаратизм – обусловленная региональной стратификацией общества идеология, политика и практика. Направленная на отделение региона от единого государства, стремление к предельной самостоятельности региона. Отличительные особенности:

комплексный характер (аспекты терр., нац.-этнич., конфессиональный);

опора на всю совокупность преимуществ положения региона (экономико-географическое положение, природные ресурсы, климатические условия, трудовые ресурсы);

способность возникать и развиваться не как постоянное явление (что характерно для национального сепаратизма), а как явление, связанное с экстремальными обстоятельствами (смена политического режима, изменение формы государственного устройства, экономический кризис)

опора на относительно самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, отличающуюся от политики центра. Примеры: Югославия, Чехословакия, Квебек.

Ирредента

– процесс, в результате которого население определенного региона отделяется от государства с целью присоединения к другому существующему государству. Например, болгарский ирредентизм в Македонии, албанский ирредентизм в Косово.

Право на сецессию связано с правом нации на самоопределение, признанным принципом ООН. Однако право на сецессию не является автоматическим следствием самоопределения. Право на сецессию не отрицается, но ограничено исключительными обстоятельствами.

Вопросы и проблемы: кто принимает решение о практической реализации права на самоопределение, проблема этнического меньшинства («сироты сецессии»), как решать проблему последствий самоопределения для дальнейшего существования государства и безопасности макрорегиона (распад Югославии). Чем большее значение имеет отделяющийся регион, тем менее вероятен выбор сецессии как способа разрешения конфликта.

Консоциация.

Консоциативные механизмы используются в регионах с ярко выраженной социальной фрагментацией (Скандинавские страны, Нидерланды, Бельгия).

4 базовых признака консоциативных политических систем: правительство большой коалиции, автономия для различных сегментов общества, пропорциональняа избирательная система, вето меньшинства.

Условия:

интеграция или ассимиляция не должны быть целью ни одной из конфликтующих сторон ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе;

элиты должны быть заинтересованы в сохранении консоциативных механизмов;

элиты должны обладать достаточным уровнем автономии в своих сообществах, позволяющим им достигать компромиссов и договоренностей.

Деволюция – процесс перераспределения политической власти, ее диффузия, постепенное «переливание» власти сверху вниз с созданием в регионах собственной системы политических институтов или расширением компетенций уже существующих. Административная деволюция – Уэльс, законодательная деволюция – Шотландия (полноценный участник политического процесса в ЕС, свой штаб в Брюсселе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: