Признание в международном праве: понятие, виды, формы

Международно-правовое признание - это акт государства, устанавливающий международные юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть новое государство, новое правительство, органы нации, борющейся за независимость, восставшая или воюющая сторона. Признание констатирует возникновение нового суверенного субъекта международного права или свидетельствует о существенных изменениях, произошедших с ним.

Характер и объем отношений между признающим и признаваемым зависят от формы и вида признания.

Практика международного права выработала несколько форм признания. Традиционно выделяют две формы официального признания: признание де-юре (de jure) и признание де-факто (de facto) и неофициальное признание признание (ad hoc).

Признание де-юре (de jure) – это официальное признание, предполагающее установление между признающим и признаваемым международных отношений в полном объеме. Оно, как правило, сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений с признаваемым государством. Признание де-факто (de facto) – это официальное признание, но не в полном объеме. Оно сопровождается установлением с признаваемым государством экономических, консульских и др. отношений, но без обмена дипломатическими представительствами. Признание ad hoc (разовое, на данный случай) – это неофициальное признание. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и на неправительственном уровнях.

Традиционно выделяют следующие виды признания:

1. Признание государств. Проблема признания государств возникает в тех случаях, когда на международную арену выходит новое государство, появившееся в результате революции, войны, объединения или разделении государств.

2. Признание правительства. В международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве в случае, когда оно пришло к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного переворота, гражданской войны). Основным критерием признания нового правительства выступает фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории.

3. Признание органов национально-освободительных движений, восставшей или воюющей стороны. Проблема признания может возникать в отношении органов национально-освободительного движения, восставшей и воюющей стороны, что связано с реализацией права нации на самоопределение. Основным критерием признания органов национально-освободительных движений, восставшей или воюющей стороны является выполнение ими квазигосударственных функций и соблюдение в своих действиях норм международного гуманитарного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: