Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.
Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.
В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.
Третьи ученые считают, что международное частное право — это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.
По моему мнению, международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами, международное частное право — искусственное образование, объединяющее три группы норм (международно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных государств) для удобства изучения. Выделение международного частного права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного права в регулировании внутренних правоотношений в РФ.
|
|
Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о международном частном праве как о научной дисциплине, но не как об отрасли международного или национального права или отдельной правовой системе (подсистеме).
МЧП – это учебная дисциплина, в которую для удобства изучения включены не только частные, но и публично-правовые вопросы. В МЧП изучается совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, действующих в процессе правоприменения
Зарубежные концепции МЧП:
Первый раз термин употребил судья Дж. Стори (США) в контексте – «коллизионное право». После этого долгое время считалось системой коллизионных норм.
Дж. Моррис – МЧП – коллизионное право, основанное на внутригосударственных источниках.
Дж. Чешир – отдельная часть правовой системмы.
Французская доктрина (Батифоль, Лагард) – нормы МЧП – нормы французского гражданского права.
По мнению китайских ученых (Хан Дипэй, Чжан Шантин) МЧП входит в состав международного экономинчского права.
Российские концепции:
Мартенс – МЧП – органическая часть гражданского права страны.
Брун – совокупность МЧП – отдельная ветвь международного частного права.
|
|
Мовчан – МЧП – часть национального права.
Тункин – МЧП – это комплексное правовое образование.
Таким образом МЧП – искусственное образование, объединяющее группы ном:
- международно-правовые
- российские
- нормы прав иностранных государств
МЧП слово «международное» в смысле установления правоотношения между лицами, принадлежащим к различным государствам, правоотношения выходящие за рамки отдельной правовой системы и требующие выяснение какой закон к ним применять.
2. Международно-правовой обычай как источник МП.
Венская конвенция о праве международных договорв 1969 г. Подвтерждает, что международные обычаи регулируют международные отношения.
Обычай - один источник международного права. Ничто не сильнее – ни договор, ни обычай. Потому что это разные источники. Те же два этапа создания (согласование и дача согласия), но эти два этапа выглядят по разному – потому и другой источник. Обычай выражается в повторяющихся действиях субъектов, за которыми признаётся юридическая обязательность. Если в обычаи нет второго этапа, то это не источник, не обычай – а обыкновение.
Обычай – это, пожалуй, самый древний источник международного права и начиналось всё с обычаев. К примеру, институт клиентов и патронов в Риме – это прообраз будущего института консульства. Только в Риме местный гражданин иностранным помогал, а сейчас государство своего присылает. Сложился обычай уведомления консулов. И это всё было обычаев вплоть до XIX веке.
Само по себе написание обычаев международного договора не прекращает действия обычаев. Венская конвенция о международных договорах – это записанные обычаи. Обычаи действуют и сейчас, просто их удобнее читать, когда они записаны.
Обычай может создаваться в течение длительного времени (допустим, неприкосновенность посольства сначала это был какой-то религиозный обычай, законы гостеприимства на чужестранца, а после не просто чужестранец, а представитель другого государства; но только в 1815 году его в договоре записали, а до этого три тысячи лет он был обычаем – и сейчас тоже обычай этот есть). Обычай может создаваться долго, а может и быстро создаваться.
Космические корабли при посадке нарушают территорию другого государства. Но по-другому они не могут, поэтому им можно. Вот если самолёты нарушают территорию – это нарушение. Граница государства на высоте 100 километров – это, кстати, тоже обычай.
Создание обычаев происходит в 2 этапа:
1.согласования правил поведения
2.придание согласованному правилу поведения юрилической силы международной нормы.
Нормы обычно создаются долго, но даже если их долго повторяют – не факт, что они становятся источниками.
Так же важно, что не зависит обычай от количества признающих государств.
Поэтому обычаи бывают:
1.Универсальными (признаваемые большинством)
2.Локальные(прризнаваемые 2 ил несколькими субъектами).
Кодекс торгового мореплавания – это ничто иное как наполовину записанные международные обычаи, которым придали силу закона. Кроме того, в качестве обычаев могут быть правила договоров, не вступившие в силу.
От обычая нужно отличать обыкновение – правило поведения субъектом международных правоотношений, не обладающим качеством юридической обязательности. (они юридически НЕ обязательны, не признается мировым сообществом в качестве нормы)
Нарушение обычаев – правонарушение, нарушение обыкновений – недружеский акт.
Большинсвто действующих договоров – кодифицированные обыча