Главные члены предложения и их координация

Способы выражения подлежащего и сказуемого:

1. имя + спрягаемая форма глагола (ветер гонит)

2. имя + именная часть составного именного сказуемого (жизнь прекрасна)

3. иинфинитив + имя (любить — крест)

4. инфинитив + инфинитив

Способы выражения подлежащего:

1. имя существительное

2. субстантивированное прилагательное и причастие (в научно-деловом), перешедшие в ссуществительное (кривая, недееспособный)

3. местоимение (реже в официально-деловом и научном стиле; исключения: «я» в личных документах официально-делового стиля, «мы» в научном стиле)

4. в разговорном стиле возможно выражение подлежащего цельной грамматической конструкцией со значением предметности (ваши «ах» все надоели)

5. инфинитив (в любом стиле, но встречается редко; экспрессивен, когда оба члена предложения выражены инфинитивом)

Способы выражения сказуемого (зависят от типа сказуемого):

1. простое глагольное:

а) страдательный залог — используется почти только в книжных стилях (подсудимая обвиняется в краже), в редких случаях — в публицистике

б) в разговорном стиле грамматическая форма сказуемого может быть не связана с подлежащим (все замолчали, а он и ляпни)

в) глагольно-именное сочетание, когда глагол не несёт полноценного значения (обычно в официально-деловом стиле: объявить выговор, произвести осмотр); для большей экспресии может вставляться определение (оказать неоценимую услугу); в научном стиле используется реже (провести исследование); может наблюдаться приём расщепления сказуемого (в городе не происходит своевременная убборка снега = снег не убирают)

2. составное глагольное сказуемое — здесь нет специфической стилевой закреплённости; стилистическая окраска делается за счёт лексического наполнения глагола (ухитрился заскочить)

3. составное именное сказуемое:

а) со связкой «являться» - в книжном стиле

б) с отвлечённой связкой «быть» в форме настоящего времени (уже не употреблется)

Именная часть может быть выражена:

- именем существительным (он — учитель); со связкой «быть» может употребляться в именительном и творительном падеже

- краткой формой прилагательного, что чаще употребляется в книжном стиле, а в полной форме и в форме степени сравнения — в разговорном

Варианты координации подлежащего и сказуемого

Координация — согласование подлежащего и сказуемого. Согласование в формах числа, рода, лица — подстройка сказуемого под подлежащее.

Случаи затруднения:

1. в состав подлежащего входят слова «большинство», «меньшинство», «множество». В таком случае:

а) сказуемое употребляется в единственном числе, если подлежащее выражено неодушевлённым существительным (множество книг стояло на полке)

б) при одушевлённом существительном, если действие не совершается активно, лучше употреблять сказуемое в единственном числе (большинство избирателей не явилось)

в) если действие совершается активно, то сказуемое употребляется во множественном числе (большинство избирателей проголосовали)

г) если подлежащее и сказуемое разделены ПО или ДО, то сказуемое ставится во множественном числе (большинство авторов, заключивших договор с издательством, продолжат работу над романом)

д) если в предложении есть однородные подлежащие или сказуемые, то сказумое во множественном числе (большинство школьников и студентво ходят в кино)

2. подлежащее выражено количественно-именным сочетанием:

а) если в количественно-именной конструкции числительное заканчивается на 1, то сказуемое в единственном числе (21 человек объявил о забастовке)

б) если в состав подлежащего входят числительные 2, 3, 4, то в конструкции с глаголом бытия глагол будет в единственном числе (в комнате было три окна), а в остальных случаях — во множественном (у сарая стояли три лопаты)

в) если в состав подлежащего входят числительные от 5, то глагол будет в единственном числе (5 солдат отправилось в разведку), но возможно и употребление во множественном числе; в таком случае единственное число показывает на единство действия, множественное — на множественность; строго только единственное число будет:

- в официально-деловом стиле (10 человек привлекалось к ответственности)

- в сочетании с обозначением меры, веса, времени, пространства (прошло 7 лет)

- если в предложении указывается приблизительное количество (на собрание пришло около 20 человек)

- если есть частицы «только», «лишь», «всего» (в кружок записалось всего 5 человек)

- неопределённо-количественное числительное - «сколько», «столько», «несколько», «много», «мало» (несколько зрителей покинуло зал)

3. при однородных подлежащих:

а) если однородные подлежащие стоят перед сказуемым, то сказуемое только во множественном числе (Даша и Маша опоздали)

б) если однородные подлежащие стоят после сказуемого, то множественное число сказуемого будет нейтральной формой, а единственное число будет относить сказуемое по смыслу к ближайшему из однородных подлежащих (опоздали Даша и Маша)

в) если среди подлежащих есть хотя бы одно во множественном числе, то и сказуемое во множественном числе (мои несчастья, моё терпение тронули сердца)

г) если ближайшее к сказуемому подлежащее стоит в единственном числе и с ним согласовано определение, то сказуемое ставится в единственное число (нёсся тяжёлый топот кованых подков и тяжёлые бабьи крики)

д) если однородные подлежащие выражены одушевлёнными существительными разного рода, то сказуемое только во множественном числе (брат и сестра хорошо работали)

е) если в составе предложения перед однородными подлежащими используется местоимение «каждый», «всякий», «любой», то сказуемое только в единственном числе (любой учитель скажет вам)

4. при подлежащих, выраженных сочетанием существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже, сказуемое употребляется в том числе, в каком стоит существительное в именительном падеже (мы с подругой пошли в кино — я с подругой пошла в кино)

5. при подлежащем, выраженном местоимениями «кто», «некто», «никто», «кто-то» сказуемое употребляется в единственном числе (никто из нас не знал, как ответить)

25. Трудные случаи согласования и управления. Стилистическая оценка вариантов.

Варианты согласования

Три типа соотношения:

1. согласование

2. управление

3. примыкание

Согласование

Проблемы могут быть в таких случаях:

1. при существительных общего рода — здесь всё зависит от смысла (он круглый сирота, она круглая сирота)

2. согласование определения с количественно-именным сочетанием — здесь всё зависит от того, какое числительное и где что находится:

а) если определение внутри количественно-именного сочетания, т.е. числительное + определение + существительное, и при этом числительное — 2, 3, 4, то всё зависит от существительного: если оно мужского или среднего рода, то определение ставится в родительном падеже, если оно женского рода, то в именительном падеже (два новых дома, четыре большие комнаты). Но в женском роде возможны варианты при существительных, образованных от прилагательных (столовая, ванная) — здесь возможны определения и в родительном, и в именительном падеже. Варианты у женского рода могут быть и при употреблении предлогов, например, «по» (по две столовых ложки), когда употребляется родительный падеж, а со всеми другими предлогами употребляется именительный падеж

б) если определение стоит перед количественно-именным сочетанием, т.е. определение + числительное + существительное, при этом числительное — 2, 3, 4, то определение будет в именительном падеже (крайние два окна); исключения (касаются определений): если на месте определения стоит «полный», «целый», «добрый» в значении «полный», то они употребляются в родительном падеже (целых две тарелки)

в) если определение стоит после количественно-именного сочетания, т.е. числительное + существительное + определение, при этом числительное — 2, 3, 4, то, в основном, используется именительный падеж, но родительный падеж тоже может быть (три очерка, посвящённые/посвящённых войне)

г) если определение стоит перед количественно-именным сочетанием, и числительное от 5, то употребляется именительный падеж, кроме случаев с определением «целый», «добрый», «полный»

д) если определение стоит после количественно-именного сочетания, и числительное от 5, то употребляется родительный падеж (5 страниц, исписанные мелким почерок)

3. согласование определения с однородными членами предложения и согласование нескольких определений с одним словом — здесь определение может стоять и в единственном, и во множественном числе (мои отец и мать — мой отец и мать), т.е. зависит от точности, которую хотят отразить

4. согласование/несогласование приложений — здесь согласование зависит от рода приложения: например, не согласуются географические названия, заканчивающиеся на -о, -ы, -и или состоящие из двух частей (Чебоксары, Великие Луки), в пишущхся через дефис, если первая часть тесно спаяна со второй или заканчивается на -о, первая часть не склоняется. При согласовании определений с профессией и фамилией всё зависит от того, ближе к чему стоит определение: если к профессии, то мужской род, если к фамилии — то женский; исключение — причастие, ПО

Управление

1. сложность может возникнуть, когда неясен смысл (например, письмо матери; тебе сложно отказать)

2. некорректное употребление рядом антонимов (в силу слабости руководства)

3. распространёнными ошибками является неправильное употребление предлогов (иметь в виду о чём-либо), нанизывание падежей (особое внимание уделено изображению эпизода забастовки рабочих фабрики обуви)

4. синонимия управления с винительным и родительным падежом без предлога:

а) не принял решения (винительный падеж) звучит нейтрально, не принял решения (родительный падеж) — более экспрессивно

б) когда речь идёт об объектном или количественном значении, то винительный падеж указывает надействие (нарезал сыр), а родительный — на количество (нарезал сыру)

в) в сочетаниях с предлогами «кроме», «помимо», «наряду с», «вместо» всё зависит от сказуемого

г) когда два однородных члена предложения управляют зависимым словом

5. стилистические возможности предлогов, их синонимия:

а) предлоги «в», «на», обозначающие направление действия («в» - куда, включение в состав какой-либо группы, «на» - направление на поверхности чего-либо, а также направление в место действия)

б) предлоги «за» и «на», указывающие на время («за» - отрезок времени, в течение которого завершается действие, «на» - отрезок времени, в течение которого совершается действие или сохраняются его результаты)

в) «благодаря» - обозначает причину, влияющую положительно, «из-за» - отрицательно

г) «по» выражает причину, связанную с чьим-то поведением

д) «в целях» сочетается только с отглагольными существительными, «с целью» - с инфинитивом

е) «от» подчёркивает пассивное отношение к источнику информации, «у» - активное

ж) «меж» употребляется с родительным падежом, но уже считается архаизмом, поэтому употребляется «между» с творительным падежом

6. ненормативное употребление предлогов:

а) «по адресу» искажается в сторону «на адрес»

б) «за» вместо «о» (за соседа спрашивал)

в) «за... перед» вместо «за... до» (за пять дней до показа – правильный вариант, за пять дней перед показом – неправильный)

г) «за» вместо «о» или «по» после глагола, обозначающего чувства (горевать за кем-то – неправильный вариант)

д) употребление «с под» вместо «из-под» (родом с под Киева), которое распространено в диалектах

е) использование «к» после слов беспредложного управления (подвернулся к вам человек)

ж) «по» вместо «за» при указании на цель, объект (пойти по воду)

з) «с» вместо «из» при указании на принадлежность к группе (они с дома отдыха)

26. Стилистическое использование однородных членов предложения. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.
Однородные члены предложения и их стилистическая оценка

Однородные члены предложения, в основном, используются в книжном стиле; в частности, для официально-делового стиля важна точность, поэтому здесь может быть несколько рядов однородных членов предложения, а для научного стиля однородные члены предложения часто употребляются с обобщённым словом. Открытый ряд однородных членов предложения – ряд с бессоюзной связью, где союза нет и при последнем члене предложения; если же при последнем члене предложения есть союз (например, «и»), то это закрытый ряд.

Использование однородных членов предложения:

1. перечисление и градация

2. парцелляция – искусственное деление предложения точкой для подчёркивания каких-либо деталей, для противопоставления

3. создание антитезы, в которой, с одной стороны, могут быть антонимы, а с другой стороны, создаваться синтаксический параллелизм

4. описание

5. конкретизация изображения

Ошибки в использовании:

1. управление

2. нарушение лексической сочетаемости (обрушили дубинки, огнестрельное оружие)

3. выражение однородных членов предложения разными частями речи (желаю счастья и не болеть)

27. Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций.
На фоне разнообразных синтаксических средств обращения выделяются экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью. Наибольший интерес представляет использование обращений литераторами, которые отражают и свойственные разговорной речи интонации нежности, участия: Я помню, любимая, помню; Ах, Толя, Толя!; Ты жива еще, моя старушка? (Ес.), и фамильярность или даже грубость: Вот и мы. Здорово, старая (Н.); Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал (из журн.), и насмешку, издевку: Откуда, умная, бредешь ты, голова [к Ослу]? (Кр.)

В то же время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте нередко достигает высокой патетики: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), убийственного сарказма: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ (Л.), яркой изобразительной силы: Клен ты мой опавший, клен заледенелый (Ес.); Прощай, свободная стихия! (П.)

Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: самовластительный злодей; надменные потомки, образные перифразы: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н) К тому же при обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они нередко являются тропами - метафорами, метонимиями: Ты мне брось, каланча пожарная, пугать людей (Буб.), Иди сюда, борода! Их экспрессию подчеркивают частицы: Эй, ямщик!; А ну-ка, дружок; тавтологические сочетания, плеоназмы: Ветер, ветер, ты могуч (П.); Ветер-ветрило!; Море-Окиан, наконец, особая интонация - все это усиливает выразительную силу этого синтаксического приема в художественной речи.

Однако обращения иногда нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов, в деловой переписке, официальных документах, адресуемых определенным лицам. Но здесь функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода «зачином».

В официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определенных ситуациях: уважаемый господин, гражданин, дамы и господа и др. Некоторые из употреблявшихся ранее обращений устарели: многоуважаемый, достопочтенный. Выбор формы обращения в официальной обстановке имеет важное значение, поскольку речевой этикет является составной частью культуры поведения, а в особых ситуациях он обретает и общественно-политическую окраску.

6.13.

Стилистическое использование вводных и вставных конструкций

Употребление в речи вводных слов и словосочетаний требует стилистического комментария, поскольку они, выражая те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов. Все это вызывает несомненный стилистический интерес.

Если отталкиваться от традиционной классификации основных значений вводных компонентов, легко выявить их типы, закрепившиеся за тем или иным функциональным стилем. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение: несомненно, разумеется, вероятно, возможно, - тяготеют к книжным стилям.

Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия - устная речь. Но писатели, искусно вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу: - Наш друг Попов славный малый, - говорил Смирнов со слезами на глазах, - люблю я его, глубоко ценю за талант, влюблен в него, но… знаешь ли? - эти деньги сгубят его (Ч.). К таким вводным единицам относятся: послушайте, согласитесь, представьте, вообразите, верите ли, помнишь, понимаешь, сделайте милость и под. Злоупотребление ими резко снижает культуру речи.

Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения: к счастью, к удивлению, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и под. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях.

Вводные предложения, выражающие примерно те же оттенки значений, что и вводные слова, в отличие от них стилистически более независимы. Это объясняется тем, что они разнообразнее по лексическому составу и по объему. Но основная сфера их употребления - устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдается предпочтение более коротким вводным единицам.

Вводные предложения могут быть достаточно распространены: Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем рассказать, что такое деревенская вечеринка (Сол.); но чаще они достаточно лаконичны: ты знаешь, надо вам заметить, если не ошибаюсь и т.п.

Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями.

Приведем несколько примеров стилистически совершенного включения вставных конструкций в поэтический текст: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (П.); Когда я стану умирать, и, верь, тебе недолго ждать - ты перенесть меня вели в наш сад (Л.); И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.).

28. Субъективация повествования. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.
Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи

Чужая речь — речь другого лица или самого автора, но сформулированная ранее, при других обстоятельствах. Используется обычно в форме цитат.

Использование цитат:

1. в научном — для подтверждения мысли и её разъяснения; в качестве отправного пункта рассуждения при изложении какой-либо теории

2. в официально-деловом — как средство аргументации

3. в публицистическом — информативная функция, эмоционально-экспрессивная функция, средство дискредитации

Структура цитаты может представлять собой всё что угодно, от словосочетания до отрезка текста; реже употребяются отдельные слова — обычно они берутся в иронические кавычки. Включение цитаты в речь:

1. непосредственно после слов автора

2. использование в косвенной речи

3. присоединение при помощи вводных или вставных конструкций, оценочных либо указывающих на источник информации

Чрезмерное испльзование цитат вредно, т.к. ведёт к обезличиванию автора. Часто встречаются произвольные сокращения цитат или включение их в чужеродный контекст.

К чужой речи относятся прямая, несобственно прямая и косвенная речь. Прямая речь используется в жанрах, близких к художественным (например, в очерках), для характеристики персонажей, а также в интервью; открытая прямая речь (её отличие в отсутствии кавычек и отсутствии признаков того, что она идёт от первого лица) часто используется в журналистских текстах, например, репортажах — это и не прямая речь, и в то же время не косвенная речь (Московские школьники будут заниматься физкультурой 5 раз в неделю. Так сказал такой-то и такой-то тогда-то и тогда-то). В косвенной речи формы лица меняются с первого на третье; при этом она не отличет стилистические особенности индивидуальных черт высказывания. Несобственно прямая речь, фактически, используется только в художественном стиле, передавая невысказанные мысли героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: