Научный стиль. Сфера употребления – научная деятельность и всё, что с ней связано

Сфера употребления – научная деятельность и всё, что с ней связано. Целевое назначение – адекватное изложение научной информации, аргументация научной точки зрения. Основные стилевые черты:

1. преобладание монологической речи

2. преобладание письменной речи и вторичность устной речи

3. адресат условный и при этом обладающий начными знаниями

4. объективность

5. точность, особенно понятийная

6. отвлечённая обобщённость

Подстили:

1. собственно научный

2. научно-учебный

3. научно-деловой

4. научно-популярный

Отличие устной формы от письменной:

1. длина предложения (7-14 слов)

2. желательно избалвяться от лишней терминологии

3. сокращение понятий

4. использование средств контакта с аудиторией (например, риторические вопросы и обращения)

5. подчёркивание основных мыслей

Собственно научный подстиль – рассчитан на специалистов, это подстиль строгого академического изложения новой информации. Основные жанры – монография и статья в научном журнале. Особенности:

1. логическая стройность

2. аргументация

3. систематизация научных фактов и явлений

4. насыщенность новой информацией

5. расширение уже сложившейся научной терминологии

Научно-учебный подстиль – расчитан на подготовку специалистов. Основные жанры – учебники, словари и справочники. Особенности:

1. ещё более развёрнутая система аргументации, но при этом доказыывается то, что науке уже известно

2. целенаправленная систематизация материала с целью обучить языку данной науки

3. использование более развёрнутых определений для понятий

4. сопровождение определений специфическими приёмами презентации:

а) комментарий:

- в скобках (дефиниция (определение))

- как пояснение (дефиниция, т.е. определение)

- как отдельное приложение, поясняющее определение

5. использование средств логического подчёркивания, т.е. средств, которые активизируют внимание в нужном месте, помогают следить за направлением мысли (вводные слова, графические выделения, более дробные абзацные членения, более дробные деления на главы, параграфы)

Научно-деловой подстиль – им пишутся патентные описания, научные рефераты, аннотации. Особенности:

1. предельная насыщенность информацией

2. максимальная краткость текста

3. использование средств систематизации информации – рубрикации, перечислений с однородными членами предложений, пперечисление бессоюзных сложных предложений

Аннотация – краткая ёмкая характеристика научного текста; обязательно присутствует тематика, адресат.

Реферат – сжатое, но полное и адекватное изложение содержания первичного документа; разновидность – автореферат, содержащий краткое изложение какой-либо диссертации. Функции реферата и автореферата:

1. информативная – передаёт научную информацию

2. поисковая – через автореферат можно найти диссертацию

3. справочная – можно быстро узнать новую информацию

4. сигнальная – автореферат, разосланный по научным учреждениям, рассказывает о том, что появилась новая работа, новое исследование

Научно-популярный подстиль – его цель – передача уже известной научной информации неспециалистам. Жанры – от энциклопедий до беллетризованной научной прозы для детей (например, различные исторические, анатомические и другие книжки с игровыми героями). Особенности:

1. это единственный научный подстиль, где используются тропы и фигуры

2. средства диалогизации (риторические и проблемные вопросы, использование форм первого и второго лица повелительного наклонения (давайте задумаемся, представьте себе))

3. отказ от терминов там, где это можно сделать; использование только устоявшейся терминологии; термины вводятся образно, с использованием фигур и тропов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: