Характерным явлением в международных отношениях последних десятилетий стало возрастание числа и роли международных организаций. Вместе с тем общепринятого и бесспорного определения понятия «международная организация» не существует. За основу и для дальнейшего анализа можно взять следующее определение:
► международная организация — учреждение, созданное представителями нескольких государств для совместного достижения общих целей и решения задач, требующих постоянного международного сотрудничества.
Международные организации можно разделить на два основных вида — международные межправительственные и международные неправительственные организации. Международные межправительственные организации — это организации, созданные представителями официальных властей (правительств) суверенных государств. Неправительственные организации создаются представителями неофициальных неправительственных структур, существующих и действующих на территории различных государств.
|
|
Первые международные межправительственные организации появились в 20-30-е гг. XIX в. Они выросли из международных конференций — института, закрепившегося в практике международных отношений в предшествующее столетие. Международные конференции представляют собой встречи представителей нескольких государств, на которых обсуждаются интересующие их проблемы и принимаются
§ 1. Природа и типология международных организаций 281
совместные решения. Конференции по своей природе — временные мероприятия. Сроки работы конференций ограничены, хотя они могут длиться месяцы, а иногда и годы. Чаще всего конференции созывались для выработки условий мирных договоров, решения споров политического, экономического или юридического характера.
Когда в практике международных отношений появились вопросы, требующие постоянного обсуждения и принятия по ним совместных решений, конференции стали превращаться в постоянно действующие учреждения и, таким образом, приближаться по основным признакам к современным международным организациям. С точки зрения современного международного права эти признаки таковы.
1. Международная организация создается на основе международного права, значит, ее цели и задачи не могут противоречить основополагающим международным нормам и принципам.
2. Международные организации имеют договорной характер, т. е. создаются и действуют на основе международного договора.
3. Международная организация должна иметь свои постоянные представительные органы, отличающие ее от любых временных образований.
|
|
4. Сферы деятельности организации должны быть четко обозначены.
5. Международные организации имеют вытекающие из их статуса права и несут связанные с ними обязанности наряду с другими участниками международных отношений.
6. Международные организации обладают собственной правосубъектностью, отличающейся от правосубъектности создавших их государств. Правосубъектность международных организаций дает им возможность заключать юридически правомочные договоры с государствами и другими международными организациями, иметь постоянные представительства и временные делегации, действующие на основе дипломатического права.
Международные межправительственные организации имеют внутреннюю структуру, вытекающую из содержания и характера их деятельности. Как правило, в организации существует пленарный орган, в который входят все постоянные члены, а также наблюдатели из числа представителей государств и международных организаций, полноправным членством не обладающих. Пленарный орган обсуждает все вопросы, имеющие отношение к целям и задачам деятельности организации, и выносит решение в соответствии с предусмотренным устав-
282 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
ными нормами порядком. Пленарный орган работает по той же модели, что и международная организация, поэтому не может действовать постоянно. Для систематической работы в структуре организации создаются более узкие по составу оперативные органы управления, которые могут иметь разные названия: исполкомы, президиумы и т. д. Международная организация в соответствии со своим уставом может иметь лиц, возглавляющих ее (например, президентов, председателей) и отвечающих за все направления деятельности. Для технического обеспечения создаются секретариаты, имеющие собственных руководителей. Финансируется международная организация как за счет взносов государств-членов, так и за счет коммерческой деятельности (в некоторых случаях).
В теории международных отношений существует несколько типологий международных неправительственных организаций. В зависимости от целей, задач и содержания их деятельности они делятся на политические, экономические, военные организации и организации по специальным вопросам.
В центре деятельности политических организаций — вопросы преимущественно политического характера: обеспечение международной безопасности, развитие межгосударственного сотрудничества во всех сферах. Такими организациями являются Лига арабских государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. К военным или военно-политическим относятся организации, построенные на принципах военного союза и осуществляющие, кроме политического взаимодействия, совместную подготовку к возможному ведению военных действий. В годы холодной войны военно-политических организаций было довольно много — это Организация Варшавского договора (ОВД), СЕАТО, СЕНТО и АНЗЮС. Сегодня из них сохранилась лишь Организация Североатлантического договора (НАТО).
Экономические межправительственные организации занимаются проблемами, связанными с торговлей, кредитно-финансовыми отношениями, инвестиционной деятельностью. К международным экономическим организациям относятся Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ).
Большинство современных международных организаций — это организации по специальным вопросам, чья деятельность сосредоточена на отдельных сферах неполитического и неэкономического характера: транспорт — Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО); связь — Все-
§ 1. Природа и типология международных организаций 283
|
|
мирный почтовый союз, Международный союз электросвязи; культура и образование — ЮНЕСКО; здравоохранение — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Организации, занимающиеся одновременно проблемами политического, экономического и иного характера, выделяют в разряд организаций общей компетенции, такой, например, как Организация Африканского единства, недавно преобразованная в Африканский союз. К организациям общей компетенции следует отнести и Организацию Объединенных Наций.
Одновременно ООН считается и универсальной международной организацией. Деление международных организаций на универсальные и региональные основано на пространственно-географическом факторе. Членами универсальных организаций могут быть все государства мира, что вовсе не налагает на них обязательства быть ими. Кроме ООН, к универсальным относятся организации, входящие в систему ООН: ЮНЕСКО, ИКАО и др. Членами региональных организаций могут быть лишь государства конкретного международно-политического или географического региона.
По условиям членства международные организации могут быть разделены на открытые и закрытые. Большинство международных организаций являются открытыми: все государства, соответствующие критериям полноправного членства, могут вступить в них; государства, которые не соответствуют критериям полноправного членства, но проявляют интерес к деятельности организации, могут присутствовать в качестве наблюдателей. Закрытые организации сами отбирают кандидатов для вступления в свои ряды и делают им специальные приглашения. Пример такой закрытой организации — НАТО.
В истории политической мысли и в теории международных отношений сложились разные, зачастую прямо противоположные, представления о месте и роли международных организаций в мировом политическом процессе.
Представители реалистического направления (политический реализм, неореализм) полагают, что международные организации играют второстепенную роль в международных отношениях. Они рассматривают международные организации либо как поле, на котором государства могут отстаивать свои интересы, либо как инструмент внешней политики какого-либо отдельного государства или группы государств.
|
|
Представители либерального направления (политический идеализм, неолиберализм) связывают с деятельностью международных инсти-
284 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
тутов надежды на перестройку всей системы и структуры международных отношений. По их мнению, международные организации могут играть не только отличную от государств, самостоятельную роль в международной политике: они способны постепенно оттеснить государства на периферию такой политики. Более того, либералы и неолибералы всегда полагали, что международные организации могут иметь не только межгосударственный, но и наднациональный характер, т. е. занимать положение над властью отдельных национальных государств. В последние десятилетия неолибералы говорят о возрастании роли международных институтов на фоне резкого снижения роли национальных государств и размывании самого понятия государственного суверенитета.
Обе точки зрения имеют право на существование, поскольку отражают разные стороны одного и того же мирового политического процесса, в первом случае обращаясь к его прошлому, а во втором — к будущему.
С одной стороны, и в прошлом, и в настоящем в рамках международных организаций государства реализовывали свои национальные интересы, собственно, ради этого они туда вступали и вступают. Как показывает политическая практика, международная организация может стать инструментом политики какого-либо государства, если государство будет полностью контролировать деятельность такой организации, оказывать решающее воздействие на принятие и реализацию решений. Примером может служить Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), бывшая в годы холодной войны инструментом политики США и оставшаяся таким инструментом после ее окончания. Точно так же Организация Варшавского договора в период холодной войны была инструментом внешней политики СССР.
С другой стороны, очевидно увеличение численности международных организаций и повышение их роли в мировой политике. Более того, практика международных отношений свидетельствует, что международные институты, создававшиеся и первоначально функционировавшие как межгосударственные, со временем могут приобретать наднациональные черты и функции. Примером может служить опыт европейской интеграции, путь которой лежал от Европейского экономического сообщества (ЕЭС) к Европейскому Союзу (ЕС).
С появлением международных организаций появились иные возможности для разрешения межгосударственных конфликтов, а в последнее время — и для внутриполитических.
§ 2. Место и роль ООН в современном мире 285