Античная культура и полис

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, т.е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины - свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности, поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины. Например,, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. Было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но вел внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войны превращались в воинов.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности). В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса.

Таким образом, Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, оставаясь этнической и культурной, но не политической реальностью. Она как бы застыла на первой стадии образования государства.

В самом деле, на Древнем Востоке, а потом на Западе первоначально мелкие племенные государства воевали друг с другом, захватывали земли соседей. Наиболее удачливые разрастались в общенациональные государственные образования. У всех народов и культур существовало единодушное мнение: чем больше государство, тем для него лучше. Подобный взгляд держался тысячелетиями. Однако древние греки придерживались совсем другой точки зрения. На относительно небольшой территории Древней Греции в течение нескольких столетий существовало несколько сот полисов. На один полис в среднем приходилось около 300 квадратных километров и приблизительно 10 тысяч человек населения. Самым крупным по территории полисом была Спарта, она занимала 8,5 тыс. кв. км, но имела относительно редкое население. Гораздо более густо заселенный Афинский полис имел всего 2,5 тыс. кв. км.

Нередко полисы воевали между собой. Войны могли быть очень жестокими и кровопролитными, однако победивший полис не присоединял территорию завоеванного государства. Создание единого государства через слияние множества полисов противоречило коренным основаниям мировоззрения и самоощущения греков. В единой Греции греки опасались потерять самое для себя драгоценное - свободу.

Именно свобода была тем критерием, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Варварами в глазах греков были не только северные соседи - первобытные фракийцы, но и древневосточные народы - персы, сирийцы, египтяне и т. д. Фракийцев греки считали рабами своих страстей. Иначе обстояло дело с древневосточными народами. Восток почитался как страна мудрости и тайноведения, глубокого проникновения в сокровенную суть вещей. Греки сознавали себя по сравнению с восточными людьми детьми, которым не грех поучиться у старцев. Но почитание смешивалось с долей презрения, так как они тоже были варварами и рабами у царей-богов. Для греков фигура царя значила нечто принципиально другое.

Как и на Востоке, в Греции царей (базилевсов) считали божественными, но от этого он не становился богом. Пока базилевс правит здесь, на земле, он остается человеком, гражданином среди граждан, первым среди равных. Аристотель определил полис как общение свободных граждан. Над полисом царствует сам полис. Любой полноправный гражданин мог быть избран на любую должность. Если же царь забирал себе всю полноту власти, становился над полисом - то это была тирания, ее рассматривали как вырождение и извращение правления царей.

У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля собственно в полисную жизнь не входили. Это были низменные занятия.

Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшим изнутри древнегреческую цивилизацию.

Афины

Главнымиисточниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н. э. Под руководством Фидия стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине-Деве, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (640/635 - ок. 559 г. до н. э.). Цель реформ - примирение враждующих группировок. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения.. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н. э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием и были подотчетны и сменяемы.

Спарта

Полис образовался к IX в. до н. э., первоначально состоял из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (живущие в округе, т.е. неспартанцы), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения. Здесь сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. Земля была поделена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя «общиной равных». Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения - вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно суровое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Строго регламентированная жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. Царей не избирали - это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартаицы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение. Строй Спарты можно назвать олигархическим.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживалась и за счет строгой изоляции от других государств.

Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннеской (431 - 403 гг. до н. э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: