Тема 8 Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция и олигополия

Таблица 1 – Перечень составляющих совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой небольшого предприятия

Рисунок 1 - Элементы архитектуры предприятия


№ п/п Составляющие совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой
  Стоимость приобретённого оборудования (персональные компьютеры, оргтехника, сервер, материалы для локальной сети, включая крепёж и т.п., сетевое оборудование, оборудование резервного копирования, оборудование для бесперебойного энергообеспечения) + стоимость монтажа и пуско-наладки оборудования
  Стоимость приобретённого программного обеспечения (начиная с операционной системы, антивирусной защиты, заканчивая бизнес-приложениями) + стоимость установки и настройки программного обеспечения
  Стоимость расходных материалов для оргтехники (не только картриджей и барабанов, но и бумаги для печати)
  Стоимость технической поддержки от производителей программного обеспечения и оборудования
  Стоимость обновлений программного обеспечения
  Затраты на оплату труда персонала, настраивающего и поддерживающего работоспособность оборудования и программного обеспечения + соответствующие налоги
  Затраты на ремонт оборудования, материалы для планового технического обслуживания
  Затраты на связь (например, интернет)
  Затраты на постоянное обучение как ИТ-персонала, так и конечных пользователей
  Затраты на помещение, где функционирует сервер (арендная плата либо налоги за владение этим помещением)
  Затраты на систему вентиляции и кондиционирования в указанном помещении (без неё сервер может очень быстро выйти из строя)
  Амортизация
  Затраты на оплату того количества электроэнергии, которое потребляет оборудование, а так же система вентиляции и кондиционирования для серверной
  Временные потери, связанные с тем, что вы лично принимаете участие в организации функционирования ИТ-инфраструктуры (сами устанавливаете программное обеспечение принимаете решение о приобретении оборудования и т.п.)
  Временные потери от простоя, связанного с неполадками в ИТ-инфраструктуре (заражение вирусом, потеря данных, неполадки отдельного персонального компьютера или сервера, сбои в электрической сети, существенное замедление работы баз данных или приложений и т.д.)

Таблица 2 – Временные потери (14, 15 пункт)

В среднем оборот одного малого предприятия* 25 649 000 рублей в год 70 270 рублей в день
Потери из-за вирусных заражений** 1 день и более в месяц 76% малых предприятий
Потери из-за отсутствия резервного копирования** 1 день и более в месяц 73% малых предприятий
Риск потери на восстановление работоспособности ИТ-инфраструктуры Не менее 12 дней в год Не менее 843240 рублей упущенного оборота в год (12 дней * 70 270 руб.)

* по федеральной службы статистики

** по данным, публикуемым в интернете


Рисунок 2 – Примерна схема ИТ-инфраструктуры предприятия


Рисунок 1 - Модель Захмана

8.1 Монополистическая конкуренция

8.2 Олигополия

8.1 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция существует там, где хозяйствуют десятки фирм и каждая из них самостоятельно определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается только на рынках дифференцированных продуктов. Это, например, такие как рынок косметики, рынки одежды, обуви и др.

Для того, чтобы новой фирме войти в отрасль монополистической конкуренции ей необходимо предложить какой-то принципиально новый вид товара в ряду подобных товаров. Товар при этом может отличаться от существующих, как по качественным свойствам, так и по дизайну и послепродажному обслуживанию. Таким образом, наличие уникальной идеи – вот главное отличие товаров обращающихся на рынке монополистической конкуренции. Такие товары, естественно, для донесения их свойств до потребителя нуждаются в рекламе. Можно сказать, что рекламой занимаются только фирмы – участники рынка монополистической конкуренции. Это в значительной степени увеличивает издержки таких фирм.

Одним из примеров рынка монополистической конкуренции может выступать рынок бытовой химии. Всем известно, что существует достаточно большое количество марок стиральных порошков, каждый из которых рекламируется и отличается от других аналогов по функциональным признакам (существуют порошки для ручной и автоматической стирки),. по качественным признакам (существуют порошки, отбеливающие белье, придающие ему какой–то определенный запах и т. д.), по ценовым признакам (существую порошки дешевые и дорогие) и по многим другим признакам.

Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной, но более эластична, чем при чистой монополии (рисунок 31). Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукции – Qm по цене Pm.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. В условиях совершенной конкуренции P=MC, при монополистической конкуренции P>MC.


 
 


Рисунок 31 – Определение оптимального объема производства и цены в условиях монополистической конкуренции

Из рис. 31 видно, что Pm > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Pm = min AC. Более высокая цена для потребителя связана с платой за дифференциацию продукта.

Таким образом, заключая рассуждение об этом виде конкуренции можно отметить достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Монополистическая конкуренция, благодаря дифференциации продукта, может удовлетворить самые изощренные запросы потребителя.

2. Монополистическая конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса, в связи с постоянным поиском новых идей на рынке данного продукта.

3. Монополистическая конкуренция – довольно прибыльный рынок с точки зрения производителя.

Недостатки:

Неполная загрузка мощностей.

Более высокая цена для потребителя чем в условиях совершенной конкуренции.

8.2. Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством фирм (обычно до 10), высокими входными барьерами в отрасль, всеобщей взаимозависимостью фирм, входящих в олигополистическую отрасль.

Происхождение самого понятия "олигополия" берет начало от греческого "oligos" – несколько и "poleo" –продаю, торгую. Олигополия зачастую представляет собой ситуацию на рынке, когда несколько фирм захватывают какую–либо отрасль. Например, это можно отнести к аллюминиевой промышленности.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары, так и дифференцированные товары.

Как уже упоминалось, для олигополистической отрасли характерны высокие входные барьеры. Это связано, прежде всего, с эффектом масштаба и высокой степенью взаимозависимости фирм–олигополистов. Среди других причин может выступать также патентную монополию, что характерно для наукоемких отраслей и монопольный контроль над источниками сырья.

Следующей характеристикой олигополистической структуры является взаимозависимость. Взаимозависимость возникает вследствие немногочисленности фирм в отрасли.

Взаимозависимость проявляется в двух основных формах.

Первая – некооперативная. Каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска. В такой ситуации отдельно взятая фирма может попытаться снизить цену, чтобы расширить рынок сбыта. Другие фирмы данной отрасли отреагируют таким же снижением цен. Таким образом, между фирмами олигополистического рынка начнется ценовая война с целью вытеснения конкурентов.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен может продолжаться до уровня средних издержек, то есть цена станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции. От ценовой войны останутся в проигрыше все производители и выиграют потребители. Поэтому ценовые войны в наше время достаточно редки.

Вторая форма взаимозависимости – образования фирмами–олигополистами явных или тайных сговоров (соглашений). Поскольку явные соглашения запрещены законодательно, на практике чаще применяется неявный или тайный сговор, который представляет собой негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Кроме того, в современном мире встречаются соглашения, типа картеля, и молчаливая договоренность, типа лидерства в ценах.

Картель представляет собой объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Лидерство в ценах – это ситуация, когда ведущая, обычно это самая крупная фирма в отрасли, объявляет об изменении цен на свою продукцию через средства массовой информации. Остальные фирмы следуют за ней.

Независимо от выбранной стратегии фирм для основ олигополистического ценообразования необходимо изучить ломанную кривую спроса (рис. 32).

Эта кривая показывает реакцию фирм–конкурентов на изменение цен одной из фирм.


Рисунок 32 – Ломанная кривая спроса

Допустим, одна из фирм повысила цены на свою продукцию. Остальные фирмы, скорее всего, не последуют за ней или же повысят цены не в значительной степени, чтобы увеличить рынок сбыта и по–возможности вытеснить конкурента. Это показывает неэластичный участок кривой спроса D2, выделенный на рис. 32 а жирной линией. Если же одна из фирм, напротив, понизит цены, то другие фирмы обязательно последуют за ней, и более того, попытаются даже понизить цены еще в большей степени, чем первая фирма. Это демонстрирует неэластичный участок кривой спроса D1, который показан жирной линией.

Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков, которые выделены жирной линией на рис. 32 б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: