Этнографическая типология культуры

Этнография – наука, изучающая культуру племенных или малых народов, принадлежащих к одной этнической группе. Типологии, применяемые в этнографии, точнее назвать классификациями: характерные признаки этноса в них объединены в группы, классы, что позволяет исследователям производить сравнительный анализ культур, выявляя особенности, устанавливая происхождение и культурные связи этносов. Этнографические типологии также представляют собой идеализированные модели, в качестве основания которых взяты непосредственные характеристики этноса.

Этнос – это группа людей, признающих свое единое происхождение, говорящих на одном языке и имеющих особый уклад жизни, обычаи и традиции, отличающие их от других этносов. Соответственно, основаниями для этнографической типологии выступают характеристики происхождения, языка и жизненного уклада.

На основании происхождения выделяют антропологическую типологию.

Антропологическая классификация этносов основана на принадлежности людей к различным антропологическим типам. Такой тип определяют по совокупности характерных физических признаков: цвету кожи, форме черепа, разрезу глаз и так далее. Наиболее крупные антропологические типы – это расы. Сегодня выделяют пять рас: негроидную, австралоидную, («черные» расы) европеоидную («белая» раса), монголоидную («желтая» раса) и американоидную («красная» раса). Признаки расы передаются по наследству, являются природными и поэтому не имеют прямого отношения к культуре. Однако в результате культурных контактов на основе расовых признаков формируются черты различных антропологических типов, обладающих также характерными внешними чертами. Так, в европеоидной расе формируется восточнославянский, южнославянский, семитский и другие типы; различные типы формируются и на основе других рас. Определение внешних признаков этнической группы, соотнесение этих признаков с известным типом позволяет этнографам установить происхождение этноса и до некоторой степени узнать, какие культурные контакты были у предков данного народа.

На основании языкового признака была создана лингвистическая типология.

Сегодня в мире существует около трех тысяч известных языков. Все языки также можно разделить на большие группы, семьи по морфологическому (состав слова, наличие определенных частей речи, времен, родов, спряжений), фонетическому (звучание) и отчасти графическому (тип написания, только для народов, у которых есть письменность) признаку. В качестве основных лингвистическая классификация выделяет 13 языковых семей. Например, индоевропейская, семито-хамитская, урало-алтайская, кавказская, тибето-китайская и другие семьи. Соотнесение языка изучаемого этноса с известной группой позволяет также уточнить происхождение этноса и дает более полное представление о его культурных контактах: они выявляются в языковых заимствованиях. Кроме того, язык является важнейшим элементом культуры вообще, по языку или диалекту можно многое узнать о культурной картине мира данного народа.

Племенные народы, как правило, ведут натуральное хозяйство. Уклад жизни определяется, в основном, хозяйственно-культурным типом. В этнографии принято деление на три таких типа: присваивающий тип, ручное земледелие и скотоводство, пашенное земледелие.

Присваивающий тип – использование природных продуктов, охота, рыболовство – развит в районах благоприятной природно-климатической зоны, тропиках и субтропиках. Такой тип хозяйствования встречается в племенных культурах с ограниченной численностью населения.

Наиболее распространенный тип – ручное земледелие и скотоводство. Здесь различают оседлые (земледельческие) и кочевые (скотоводческие) племена. На этом уровне (более прогрессивном в цивилизационном отношении) возникает имущественное неравенство, социальное расслоение, появляется торговля, элементы городской культуры.

Близкий к цивилизации тип – пашенное земледелие. В истории культуры этот тип предшествует цивилизации – образованию государственных систем, развитию письменности, расширению культурных контактов.

Анализ культуры этноса по хозяйственно-культурному типу показывает не только уровень развития цивилизации, но и характер верований. Так, для присваивающего типа характерен тотемизм, вера в стихийных природных богов, духов предков – то есть самые ранние в истории культуры верования. Соответственно, ритуалы, обряды и традиции таких народов включают в себя элементы древнейших культов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: