Задания. Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа

Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.

Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?

Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!

Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя

(Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п.

Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джой­стик; кичка, пажить.

Известно, что имя собственное может со временем пере­ходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких приме­ров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозна­чаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одина­ковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?

Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и воз­вышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, ма­ленький.

Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура выс­шего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заклю­чить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд.

Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (по­лисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омони­мию от полисемии?

Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак»

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.

Практическое занятие5:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: