Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.
Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?
Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!
Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя
(Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п.
Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джойстик; кичка, пажить.
Известно, что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одинаковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?
|
|
Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и возвышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, маленький.
Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура высшего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заключить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд.
Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (полисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии?
Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак»
Основная литература
Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.
Дополнительная литература
Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.
Практическое занятие5: