Некоторые случаи управления

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например: Проехали поле – проехали полем – проехали через полепроехали по полю.

Стилистический интерес вызывают те варианты, которые получают функционально-стилевое закрепление (замечания ученику – замечания в адрес ученика (книжн.); говорить о подруге – говорить про друзей (разг.); отсутствовать из-за болезни – отсутствовать вследствие болезни (оф.-делов.). В стилистическом комментарии нуждаются архаизирующиеся варианты управления: отмстить поруганную дочь (П.)

1. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок – употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: «разъяснение о допущенных ошибках» вместо «разъяснение допущенных ошибок».

2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (в деле, по линии, в части, за счет и др.) при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи; в деле изучения покупательского спроса.

3. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Например, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда»), так как отъезд ещё не состоялся и последствий пока не имеет, но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому).

4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются со словами в форме дательного падежа: согласно приказу. Предлог благодаря обычно употребляется, когда речь идёт о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам. Поэтому не следует использовать этот предлог, если речь идёт о чём-то отрицательном.

5. Предлоги вна и их антонимы изс могут употребляться в синонимическом значении. Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на – предлог с: поехал на Кавказ – вернулся с Кавказа; поехал в Сибирь – вернулся из Сибири.

6. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный падеж, так и винительный: не читал этой книги – не читал эту книгу.

Родительный падеж обычно употребляется:

1) в предложениях с усиленным отрицанием:

Не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда никому не доверял своей тайны;

2) при разделительно-количественном значении дополнения:

не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений; не понял многих слов; не достал тетрадей; не принимает мер;

3) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и др., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности; не ждал прихода;

4) при словах, выражающих отвлечённые понятия:

не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля; не объясняет правил.

Винительный падеж обычно употребляется:

1) для подчёркивания конкретности объекта:

Студент не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;

2) при одушевлённых существительных, при именах собственных:

не любит свою дочь; не наказывал Ваню;

3) если дополнение стоит перед глаголом (хотя это и необязательно):

Эту книгу я не возьму;

4) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаковых форм:

Я не читал ещё газету (слово «газеты» могло бы быть воспринято как форма множественного числа);

5) при двойном отрицании:

Нельзя не признать силу его доводов (смысл высказывания – утверждение, а не отрицание);

6) при наличии наречий со значением ограничения:

едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок;

7) во фразеологических оборотах:

не скалить зубы.

Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то такое дополнение обычно ставится в форме винительного падежа: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.

7. Разница между конструкциями искать местоискат ь места, просить деньги – просить денег и т.п. заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определённый, конкретный предмет (известное наперёд место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, например, в зале, а также в переносном смысле – искать работы; неопределённое количество денег).

8. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на –ание и –ение: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций.

9. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта: Последовательное изложение ученика материала урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: