Синонимическое использование

Прил. и однокор. с ними сущ. в косв. падежах с предлогами или без могут выступать в одинаковой функции определения: отцов дом – дом отца, книжный шкаф – шкаф для книг. При выборе в условиях контекста следует учитывать оттенки значения и стилистич. особенности.

1) работа ученика: конкретное значение, названы 2 «предмета»

ученическая работа: общее значение, назван предмет и его признак.

Работа ученика была оценена на 5. – Данная повесть – это еще ученическая работа.

2) прил.-опред. означают кач-венную хар-ку, указывают на отличительный характерный и устойчивый признак предмета.

Сущ. в косв. падежах выделяют конкретное значение: принадлежность, отношение между предметами, производитель действия, отношение части к целому, определительные, обстоятельственные, отделительные отнош., происхождение, назначение, материал, вещество: малиновый джем – джем из малины, изумрудный цвет – цвет изумруда, ротный командир – командир роты.

Чаще используются сочетания прил. с сущ.: мохеровый шарф, португальское вино, писчая бумага.

3) параллельные обороты могут выражать различный смысл: В области вырос новый городской центр. – после реконструкции у нас создан новый центр города.

4) Сочетание с прил.-опред. могут иметь переносное значение: рыбий жир, гусиная кожа, человек на птичьих ногах.

5) Стилистическое различие: рассказы Толстого – толстовские рассказы (разг.)

23.. Имя числительное: особенности склонения, варианты форм. Употребление в речи.

1.Склонение числительных.

1.Числит. 40, 90, 100 в род., дат., твор., и предл. падежах имеют формы сорока, девяноста, ста соответственно. Полтора/ полторы, полтораста – полутора, полутораста соответственно.

2. В сложных и составных количественных числительных склоняется каждая часть: восемьдесят пять (и.), восьмидесяти пяти (р. и д.), восемьюдесятью/восьмьюдесятью пятью (т.), о восьмидесяти пяти (п.)

Числ. согласуется в падеже с сущ. – нейтральный вариант: с тремястами рублями.

Сложное числ. управляет сущ. в форме род. падежа – разговорно-просторечный вариант: с тремястами рублей.

Вариантные формы тысячей – тысячью равноправны, но предполагают разное управление: расходы исчисляются не одной тысячей рублей (1000 рассм. как сущ. и управляет род. падежом следующего слова) – приехал сюда с тысячью рублями (числ. 1000 согласуется с последующим сущ.)

3. В сложных и составных порядковых числительных склоняется только последняя часть: две тысячи пятый год, две тысячи пятого года, две тысячи пятому году и т.д.

Склонение только последнего слова в количественных числ. и всех частей у порядковых – нарушение нормы.

4. Колич. числ. управляют сущ. в им. и вин. падежах и согласуюися с ними во всех остальных.

5. Составное числ., оканчивающееся на 2,3,4, + сущ. только во мн. ч. = синтаксическая несочетаемость Þ лексическая правка или грамматическая перестройка предложения: 22суток = двадцать два дня.

6. В нормативной речи строго разграничивается управление слов оба-обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестер, с обеих сторон и т.п.

У обоих ворот – неправильно, т.к. мы не говорим оба-обе ворота, но возможна правка: у тех и у других ворот.

7. Пара в значении 2 употребляется только в сочетании с существительными, обозн. однородные предметы, к-рые вместе составляют единое целое: пара сапог. В значении 2 штуки является разг.-простореч. Не употр. со словами, не имеющими форм ед. ч.: двое брюк, но не пара брюк.

8. В сочетаниях 2/3/4 и более сущ. в род. падеже ед.ч.: два и более варианта.

9. Предлог по- в дистрибутивном (распределительном) значении управляет дат. и вин. падежами числ.: по одному рублю (при числ. 1,1000, миллион, миллиард), по два карандаша (при числ. 2,3,4. двое, трое, четверо, 90, 100,200, 300,400).

Остальные числ. м/б с дат. падежом (книжн. вариант, оттенок устарелости): по пяти копеек, и с вин. падежом (нейтр.): по пять копеек. При составных числ. те же варианты.

10. При смешанном числе сущ. управляет дробь, а не целое число: 35,5 процента.

11. Полтора и полтораста во всех падежах, кроме им. и вин., сочетается с формой мн.ч. последующего сущ.: с полутора десятками человек.

2.Употребление числительных.

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо сочетаются:

1) с сущ. м.р. и общего рода, называющими лиц: двое друзей.

2) с сущ., имеющими формы только мн.ч.: трое саней.

3) с личными мест. мы, вы, они: их было пятеро.

Собир. числ. употребляются в значении субстантивированных числительных: вошли двое.

В разг. яз. и просторечии сочетаются:

1) с названиями лиц ж. пола: Семья состояла из отца, матери и пятерых дочерей.

Такое употребление чаще встречается в форме косв. падежей, в им.п. редко: сочетания типа трое портних не рекомендуются даже в разг.

3) с названиями детенышей животных: двое медвежат.

4) с названиями парных предметов: трое сапог. Двое брюк – норма, пара брюк – разг.

5) с другими словами в стилизованной речи: три пограничника.

2. При синонимичности конструкций с колич. и собир. числ.: два друга – двое друзей выбор собир. числ.: 1) с субстантивированными прил. м.р.: трое больных

2) с сущ. м.р., имеющими оконч. –а: трое юношей

выбор колич. числ. в случае если собир. вносят сниженный оттенок значения: три генерала, а не трое генералов.

3. Одуш. сущ. + собир. числ. (употребляются и в им. и в косв. падежах): трое детей, мать троих детей.

Неодуш. сущ. + собир. числ. (в им.п. и вин.п.): четверо суток. В косв. падежах в этом случае используются формы соответствующих количественных числительных: около четырех суток.

Часы (прибор) + собир. числ.: одни часы или добавляется слово штука: не хватает пяти штук часов. Пара часов – простореч.

3. Варианты числ. в составе сложных слов.

1. Двуголосный = двухголосный, двускатный = двухскатный.

Нек-рые слова только с дву-: двубортный, двуглавый, двурогий и т.п.

В основном с двух-: двухчасовой, двухэтажный.

Перед гласными употребляется двух-: двухактный, но есть отступления: двуокись и пр.

2. Пол- в им. и вин. падежах, полу- - в остальных: полчаса, в получасе ходьбы.

В им. и вин. п. пол-… согласуется с прил. во мн.ч.: каждые полгода.

со сказуемым глаголом или кратким причастием во мн.ч. или ср. р.: прошло/прошли полчаса.

Полусапожки, полупорция – норма, полсапожки, полпорция – разг.

3. В словах типа 2500-летие использованы 2 способа образования слож. слов: колич. числ. род. пад. без соедин. гласного: пятисотлетие и с ним: тысячелетие Þ двухтысячепятисотлетие.

24.. Функции местоимений в тексте. Нормативная характеристика местоимений (варианты, синонимия, правила употребления).

Местоимения – это слова, к-рые непосредственно не называют предметы и их признаки, а лишь указывают на них. Значения мест. в большой степени обобщенны и отвлеченны. Не имеют собственных морфологических признаков, но заимствуют их у тех частей речи, с к-рыми соотносятся в тексте/процессе речи.

Варианты и употребление местоимений.

1) стилистически неравноценны варианты вин. падежа ед.ч. мест. ж. р. -сама. Формы самое- саму сосуществуют в русск. лит. яз. Сравнительно недавно второй вариант составители словарей относили к разговорному стилю, теперь же дают и его без ограничительных помет. И хотя форма самое в словарях приводится первой, в речевой практике предпочтение отдается не ей. Об архаизации этой формы свидетельствует все более редкое употребление ее даже в книжных стилях: Этими же словами можно определить и саму атмосферу, в которой оказались хоккеисты.

При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного местоимения свой синонимичные замены нередко обусловливаются необходимостью устранить неясность или двузначность, возникающую в контексте

2)местоимение себя может относиться к любому из трех грамматических лиц, поэтому при наличии в предложении двух или нескольких существительных либо местоимений себя может восприниматься как соотносительное с разными словами: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность связана с тем, что над собой может быть отнесено и к он, и ко мне. В этих случаях возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия. Однако указанное положение не всегда убедительно: Я застал помощника у себя в кабинете - производитель действия - я -, однако у себя можно понимать и как у меня, и как у него. В подобных случаях лучше перестроить предложение так, чтобы оно не допускало двоякого толкования: Я застал помощника в своем кабинете/ Я застал помощника в его кабинете.

3)аналогичное положение возникает при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой, которое тоже может относиться ко всем трем лицам. Так, в предложении: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - слово свой следует отнести к ассистенту как производителю действия. Все же такие предложения рекомендуется перестраивать, оттенок двузначности все-таки сохраняется. Возможность отнесения возвратного местоимения свой к любому из трех лиц не препятствует использованию с синонимичной функции притяжательных местоимений мой, твой и др. - Я предаюсь моим мечтам, Я ничего не сделал моему врагу.

2.Синонимия местоимений:

1. Определительных: 1) близки по значению слова всякий, каждый и любой, указывающие на выделение единичного предмета из совокупности однородных предметов: это может сделать всякий из нас, любой из нас, каждый из нас, но такая замена возможна не всегда, так как помимо общего значения, указанным словам присуще значение, особое для каждого из них (всякий - разнообразный, всевозможный; каждый - любой из себе подобных, взятый отдельно; любой - значение предпочитаемого выбора)

2) местоимения сам и самый смешиваются в употреблении, часто употребляются параллельно при названии неодуш. предметов: интересен сам./самый ход рассуждения, Само небо сузилось и уплотнилось. Разговорный характер имеют некоторые случаи употребления местоимения самый: 1. при личном местоимении в значении ‘собственной персоной’ - Это были вы? - Я самый

2. в сочетании с мест. этот, которое указывает на ранее названный предмет: терпеть не мог этих самых гостей

3. при сущ. время, мера, раз и.т.п. в значении «именно такой, какой подходит» - Самое время грибы собирать.

2. Неопределенных: синонимичные отношения существуют между неопр. мест., образованными с помощью неопределенных частиц (словообразовательных суффиксов и приставок) -то, -либо, -нибудь, -кое, не-. Близки по значению местоимения: что-то, что-нибудь, кое-что, и.т.д.

Различие между словами имеет стилистический и семантический характер: первое выражается в степени неизвестности или неопределенности, с точки зрения говорящего и собеседника, второе - в принадлежности некоторых рассматриваемых слов к разным стилям речи (что-то - неизвестное и для говорящего и для слушающего).

25. Употребление форм лица глагола. Особенности образования личных форм. Изобилующие и недостаточные глаголы.

1.Образование личных форм глагола.

1) выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спр.: выздоровею, -еешь, -еют.

2) зиждиться образует пр.вр. с суффиксом –и-: зиждился и деепричастие: зиждясь по 2 спр., наст.вр. и причастие – по 1 спр.: зиждется, -утся, зиждущийся.

Зыбиться – то же самое.

Стелиться – стлаться – лич. формы 1 спр. от глагола стлать: стелю, стелешь и т.п.

Чтить в 3 л. мн.ч.: чтят = чтут, чтящий = чтущий.

3) доить, кроить, поить, утаить: нормативная форма повелит. накл. на –и: напои, раскрои.

Некоторые глаголы с приставкой вы-: 2 формы повел. накл. ед.ч.: выброси = выбрось, выглади = выгладь и т.п. Мн.ч. образуется от второй формы ед.ч.: выкрасьте, выплюньте.

Некоторые глаголы на –ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в ед. и мн.ч. повел.накл.: порти, портите – порть, портьте.

Взгляни, выйди – норма, но во фраз-ме только так: вынь да положь.

2. Недостаточныеглаголы: группа глаголов, ограниченных в образовании или употреблении личных форм. Сюда относятся глаголы, не употребляющиеся в формах 1-2 лица ед.ч. и мн.ч. в силу семантических причин. Они обозначают процессы, совершающиеся в животном и растительном мире, в неживой природе и.т.д.: телиться, отпочковаться, течь, сквозить, ржаветь,употребление их в указанных формах возможно только в особых условиях (при олицетворении, риторическом обращении). Недостаточными являются и глаголы, не образующие формы 1 лица ед.ч. настоящего буд. времени частично в силу фонетико-орфоэпических причин, частично в связи с традицией их употребления. Такие глаголы, как победить, убедить, чудить и др. (с основами на чередующиеся согласные), образовали бы формы 1 лица с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. - побежу, убежу, чужу, они не употребляются, вместо них используют описательную форму - сумею победить, не буду чудить, стремлюсь убедить.

3.Изобилующиеглаголы: глаголы полоскать, кудахтать, плескать, мурлыкать и некоторые другие принадлежат к так называемым изобилующим глаголам, имеющим двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего времени: полоскает, мурлыкает, другую - с соответствующими чередованиями: полощет, мурлычет. Между теми и другими формами существует стилистические, а для некоторых глаголов - и смысловое различие. Формы без чередования согласных: полоскает, плескает, колыхает, махает - встречаются преимущественно в разг. речи и просторечии (с чередованием - полощет, машет, мурлычет - присущи литературному языку). По смыслу различаются такие формы как: двигает- движет (перемещает - побуждает), мечет-метает (разбрасывает, направляет/ прошивать стежками, обшивать петли), брызгает-брызжет, капает-каплет.

4.Употребление.

1 л. ед.ч. и мн.ч. также может выражать обобщенное значение субъекта речи: Имею ремесло и на камне хлеб достану. Что имеем, не храним, - потерявши, плачем.

2 л. ед.ч. и мн.ч. часто получают обобщенно-личное значение: Поспешишь, людей насмешишь. Человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

3 л. приобретает обобщенно-личное или неопределенно-личное значение: Здесь не курят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: