Составление текста

Существуют правила составления связного текста, которым надо следовать. Чтобы быть правильно понятым. В принципе, эти правила могут нарушаться в целях выразительности. Однако в таком случае тем более надо правила знать, уметь ими хорошо владеть, чтобы текст все-таки оставался понятен.

Каждое сообщение – и короткое, и большое, например, текст – имеет цель: передать адресату какую-то информацию, изменить его картину мира.

Чтобы это успешно сделать, автор сообщения должен быть понятен, убедителен и последователен. Эти требования вызваны не соображениями красоты речи или этикета: без их выполнения вас могут неправильно понять, не поверить вам, не составить цельную картину того, что вы хотели сказать. Поэтому подавляющее большинство всех рекомендаций, как правильно выстроить текст, диалог или короткое сообщение, связаны с одним из трех названных требований (а нередко и со всеми). Поэтому от вас требуют точно подбирать синонимы, следовать штампам, принятым в деловом общении и в науке, следовать логике в изложении и т.п.

Правила практической стилистики сформулированы на основе анализа тех ошибок, которые приходилось исправлять редакторам, делавшим тексты более понятными. Часть ошибок заключается в нарушении правил русской грамматики: неправильный выбор паронима («впечатлительный текст»), неверный падеж или предлог (!заинтересовался об этом»), неправильное согласование и т.п. Другие ошибки связаны с не столь очевидными нарушениями правил русского языка. Однако неясности, возникающие тогда, когда читатель не может понять, о ком идет речь или что хотел сказать автор своим сообщением, тоже связаны с нарушением определенных правил, которые можно назвать коммуникативными – они решают задачу правильной организации коммуникации (общения).

Коммуникативные правила включают себя способы создания связности текста, законы композиции, распределения информации, установления причинно-следственной связи. Если перед нами диалог, то правила могут быть несколько иные, однако они имеют то же назначение. Но оно будет выражено другими средствами.

Не перечисляя эти правила целиком, остановимся на ошибках, вызванных их нарушением.

1. Неожиданность обращения к предмету речи.

Про любое сообщение слушатель должен понимать: о чем оно. Конечно, можно привести примеры и из литературы, и из публицистики, и из рекламы, когда именно неясность предмета представляет интригу. Например, нашумевшее «Солодов, хочу тебя» содержало двусмысленность именно потому, что непонятно было, к чему его отнести. Однако долго интрига существовать не может. Если адресат не понимает, к чему он должен отнести все услышанное, он просто забудет сообщение. Поэтому и интрига обычно держится два-три предложения, а потом все раскрывается, и адресат задним числом сопоставляет услышанное ранее с теми объектами, которых имел в виду говорящий.

Для того, чтобы соотнести сообщение с какими-то явлениями реальности (или с вымышленным миром, который должен предстать как настоящий, например, в фантастике), нужно, чтобы адресат привязал полученную информацию к таким координатам реальности, как время, место и участники. Поэтому довольно часто сообщения (а также старомодные романы) начинаются со слов, обозначающих какое-либо время, название города или другого места, после чего называются участники. Например, устное сообщение часто начинается со слов «я вчера в институте…» или «на днях у нас…». Тексты нередко тоже начинают с указания времени и места. В художественных произведениях и публицистике эта традиция опускает – читатель погружается в события, которые по ходу дела он «привязывает» к тому времени и месту, которые удалось выяснить из описания. В этом нет необходимости, когда речь идет о постоянных свойствах, универсальных явлениях – они относятся к любому времени и месту. Именно так часто представляется ситуация в слогане.

Однако определение того, о ком и о чем сообщается, все-таки необходимо в любом случае. Если речь идет об известных

В еще большей степени, чем в начале текста, неопределенность относительно названных нами координат раздражает в его середине или в репликах уже продолжающегося диалога. В диалоге в таких случаях адресат перебивает: «Постой!», «Ты о чем?», «Причем тут это?», «Откуда взялся Саша (или какой-то другой не введенный заранее герой)?». В последовательном тексте предупредить недоумение адресата должен говорящий, причем сделать это заранее.

2. Недостаточная ясность в установлении связи между событиями.

Для всех очевидно, что сообщение всегда имеет какую-то цель, и все части этого сообщения работают на ее достижение. Целью может быть описание, например, какого-либо пейзажа, характера человека и т.п. Тогда все части сообщения содержат детали, дополняющие это описание. Причем появление этих деталей определено связью между ними. Таких связей бывает несколько. И при описании одной и той же картины можно придерживаться разных тактик: последовательно перечислять все, что встретилось взгляду при движении сверху вниз, или отметить главные ориентиры и потом последовательно описывать окружение каждого. Однако все равно необходимо следовать какому-нибудь одному способу, чтобы описание не выглядело сбивчивым.

Если ведется повествование, обычно изложение соответствует хронологическому порядку. Его нарушать, конечно, можно, но для этого нужно тщательно оговаривать, что вы переходите к другому времени.

Сложнее всего соблюсти ожидаемый порядок в рассуждении. Какие-то соображения (тезисы), которые являются целью вашего сообщения, могут быть следствием разных факторов, и не всегда понятно, в каком порядке их следует приводить. Здесь основное правило: стараться сначала приводить причину, а потом следствие: Мы приехали налегке, поэтому не были готовы к ночлегу. Это неважно, если такая связь возникает между двумя фактами. Более того, в этом случае мы соблюдаем порядок, связывающий события, поэтому очень часто вначале мы называем события, а потом приводим его причину (Мы не были готовы, потому что приехали налегке). Однако когда перед нами рассуждение, то цепочка причинно-следственной связи длиннее, и тут лучше всего соблюдать один и тот же порядок.

3. Нечеткая расстановка акцентов – непонятно, что важно, а что только сопутствует сообщению.

Каждое речевое действие – будь это одно высказывание или целый текст – имеет какую-нибудь цель. Достижение цели – если она отдаленная – распадается на несколько промежуточных задач. Когда мы сообщаем о проведенном вечере, мы называем последовательность событий, но дополнительно еще и описываем места, где они происходили и т.п., а также объясняем какие-то причины событий. Однако в правильно выстроенном тексте всегда понятно, зачем говорящий сообщает то или иное. Слушающий должен понимать, какую роль эти дополнительные сообщения играют для достижения главной цели. Иными словами, у него не должно возникать вопроса: «А к чему ты это говоришь?»

Для этого отклонения должны быть невелики по объему, чтобы слушающий не успел забыть основное. Кроме того, желательно в явном виде показать место таких отклонений в общем тексте.

4. Отсутствие концовки.

Задания

Алкоголь алфавит апостроф баловать безудержный валовой генезис диспансер задолго закупорить зубчатый изобретение индустрия каталог кета ломоть лоскут мастерски ржаветь таможня черпать

Контрольные работы

Контрольная работа №1 по курсу «Стилистика и литературное редактирование.

1. Напишите транскрипцию выделенных сочетаний: бас се йн, диспан се р, ка ре, к ре м, шос се йный, скворе чн ик, було чн ая, мело чн ый.

2. Проставьте ударения:

Алкоголь алфавит апостроф баловать безудержный валовой генезис диспансер задолго закупорить зубчатый изобретение индустрия каталог кета ломоть лоскут мастерски ржаветь таможня черпать

мышление, благовест, блинная, бруствер, бряцать, введение, внаймы, дебит, посул, пикироваться, пиала, навзничь нацедить, мытарь, мозаичный, иконопись, интервьюер, перевязь, инструмент

Рекомендуемые тексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: