Психология редакторского труда пока не стала предметом специальных научных исследований, и, рассматривая психологические предпосылки редактирования, мы вынуждены опираться на общие положения, сформулированные психологами в результате изучения сложных форм человеческой деятельности. Редактирование с полным основанием может быть отнесено к одной из таких форм, и общая схема работы редактора может быть представлена следующим образом:
• получение информации;
• постановка задачи;
• создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов;
• действия и соответствующие этим действиям результаты.
В условиях редакционной работы эта схема получает конкретное наполнение. Первый её компонент — знакомство редактора с авторским произведением. Второй — постановка задачи редактирования. Она может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами самого материала. Заранее может быть запланирован объём, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определён вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, — так расшифровывается третий компонент схемы. Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, — лишь последний, завершающий этап редактирования.
|
|
Психология редакторской работы чрезвычайно сложна. Это предопределено сложностью её объекта – текста, фиксирующего результат сложнейшей деятельности человека, своеобразием коммуникативных связей, возникающих между автором, редактором и читателем, спецификой редакторского труда, в котором творческое начало сочетается с аналитическим. В свете этих особенностей и должны быть рассмотрены психологические предпосылки редактирования.
2. Составьте план работы над следующими текстами, посвященными одной теме
1) Азбука любви проста, как всякая азбука: любовь растёт, если она подкрепляется радостью. Талант в любви состоит в искусстве приносить радость другому, и этому искусству человек должен обучаться с самого детства. Поэтому и обнаружена поразительная закономерность: дети, выросшие в атмосфере любви, как правило, реже разводятся, у них семьи более счастливые. Но искусству любить человек должен учиться всю жизнь. Ведь сколько у объекта любви потребностей, столько и путей причинить ему радость. Вместе с тем столько же и способов причинить ему боль. Бескорыстное и искусное «принесение» радости другому – вот подлинная пища любви.
|
|
В любви можно выделить две стороны: способность любить другого и способность быть объектом любви, то есть быть любимым. Очень часты страдания и конфликты оттого, что любовные действия одного не находят отклика у другого, в отсутствии эмоциональной реакции со стороны объекта любви. Представьте на минуту, что вы нажали на выключатель, а свет не горит, поднесли ложку ко рту, а суп вылился, повернули ключ в замке, а дверь не открывается, обратились с вопросом, а в ответ молчат... Может ли выдержать человек такой эмоциональный стресс? Уметь откликаться на любовь – это важная наука.
2) Каждое время несёт новые песни, однако во веки веков новое, если посмотреть пристально, видимыми и незримыми нитями, путами, узами связано с тем, что было вчера и давно. И каждое поколение, входя во взрослую жизнь, прежде всего задаётся вопросом любви. Что это непонятное начинает жечь сердце? Отчего вдруг все мысли и поступки стали подчиняться желанию и велению одного, вчера ещё не известного существа? Почему мир вокруг так сложен и суров? Зачем нет ответа на эту жгучую сердечную боль? И далее, далее – множество самых непредвиденных, разрешимых и неразрешимых вопросов. Эта пара у дерева – не она ли была здесь год назад, десять лет тому или в прошлом веке? О чём говорят, о чём молчат они – да всё об одном и том же, таком обычном и необыкновенном. Вряд ли в дни тревог и сомнений влюбленный юноша сегодняшнего дня пустится искать себе поддержку в старых трактатах о любви – плохо представляю себе такого юношу. А вот к поэту пойдёт, да и девушка счастлива внезапно ощутить прямую связь с кем-то неведомым прежде.
Литература
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.
2. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.
3. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008.
4. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2004.
Календарно-тематический план СРСП
№ срсп | Тема и задание по СРСП | Кол. часов | неделя | Форма проведения |
1. | Характеристика публицистического стиля. Понятие лексической и грамматической стилистики, основные стилистические функции лексики и грамматики. Произведите анализ текста с точки зрения лексических ошибок: неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической и грамматической сочетаемости, речевая избыточность, неправильное использование синонимов, антонимов, омонимов, смешение паронимов, неуместное использование диалектных, жаргонных, устаревших слов, неологизмов и заимствованных слов. | 1-2 | Конспект, беседа, анализ ошибок, найденных в текстах газет | |
2. | Система приемов работы над разными видами текстов. Основные понятия редактирования, виды редакторского чтения текстов: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Подберите текст, продемонстрируйте виды чтения, материал обобщите. | 3-4 | Презентация самостояте- лъно подготовлен-ного материала | |
3. | Техника и виды литературной правки текста. Основные виды литературной правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Корректурная правка, основные корректурные знаки Произведите литературную и корректурную правку текста (по выбору студента) | 5-7 | Беседа, анализ презентационного материала, обсуждение в группе | |
4. | Способы изложения и виды текста в современной публицистике. Виды текста, краткая характеристика особенностей содержания и структуры. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Произведите анализ самостоятельно подобранного текста (письменно) | 8-9 | Презентация самостояте- лъно подготовлен-ного материала, обсуждение | |
5. | Работа редактора над рукописью публицистических текстов Логические основы редактирования, работа над композицией рукописи, фактическим материалом, языком и стилем рукописи. Произведите редакторскую правку публицистического текста (по выбору студента) | 10-12 | Презентация самостояте- лъно подготовлен-ного анализа, обсуждение в группе | |
6. | Самостоятельная правка публицистического текста. Подберите текст любого жанра и вида из казахстанских газет и произведите полную редакторскую правку-анализ. Материалы обобщите и представьте для обсуждения в группе. | 13-15 | Презентация самостояте- лъно подготовлен-ного материала, обсуждение | |
7. | Всего часов |
|
|