Какие бы конкретные причины ни лежали в основе поведения участников кон-
фликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обу-
словливают выбор позиции в конкретной ситуации. А за определенной позицией участни-
ка противоборства скрываются его потребности и интересы. Эти потребности и интере-
сы в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.
Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, являет-
ся мотив. Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.
Потребность или нужда в чем-то, согласно классификации А. Маслоу, подразде-
ляются так:
• физиологические потребности;
• потребности в защите или безопасности;
• потребности в любви или причастности;
• потребности в признании, то есть в результатах и социальной идентификации;
• потребности в самовыражении.
Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека
складываются в определенную иерархию в зависимости от следующих факторов:
|
|
- значимости определенной потребности для субъекта;
- достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу;
- количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения.
Многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила. Интерес
представляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкрет-
ные препятствия.
Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему,
в которой выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).
При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот
факт, что система потребностей и интересов каждого человека слагается из следующей
совокупности:
1. Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно вос-
пользоваться приведенной выше классификацией А. Маслоу.
2. Особенные потребности и интересы, присущие __________конкретному человеку, как члену
определенных социальных общностей – религиозных, партийных этнических, корпора-
тивных, культурных, демографических и других (например, юной девушке, мусульманину,
жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее).
3. Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека,
которые раскрывают его индивидуальность и неповторимость (например, потребность в
инсулине, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой потребность в кубин-
ских сигарах и др.).
Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заклю-
чается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на
|
|
неадекватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи известный российский
конфликтолог А. Зайцев выделяет шесть групп интересов:
1. Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий
положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.
2. Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием, как должно быть,
и разногласиями по поводу возможных решений.
3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.
4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватно-
стью предъявляемых другим претензий.
5. Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании сво-
его положения в социальном конфликте.
6. Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, пред-
ставляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.
Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и
ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-полити-
ческие, экономические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и цен-
ности обычно представляют потенциальную, «свернутую» программу возможного пове-
дения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта «загоняют в
угол» прямым вопросом, затрагивающим эту деликатную сферу. Субъекту ничего не оста-
ется, как на практике демонстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет отказа
от реализации насущных потребностей и интересов.
На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влия-
ние цели участников. В идеале цель должна быть:
• реальной;
• мотивированной;
• логически построенной.
Каждый субъект имеет:
• стратегические, или долгосрочные, цели;
• тактические, или краткосрочные цели.
Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации, но выходят
далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противо-
речат его долгосрочным целям. Однако краткосрочные цели более способствуют мобили-
зации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемым и
довольно легко достижимым.
Особенность конфликтной ситуации отражается на существовании у участников
декларируемых и «теневых» целе й, между которыми имеется определенное расхождение.
Во время конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить
на «второй» план другие.
Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями
намерений субъектов безотносительно к ситуации.
Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполагает определенное представ-
ление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия.
Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет вопло-
щено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и спо-
собный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.
Таким образом, для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации,
при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием
возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения
сложившейся ситуации – установки.
Установки участников взаимодействия оказывают сильное влияние на развитие си-
туации и содержание взаимодействия. Поэтому следует иметь в виду следующие характе-
ристики установок:
1. Компоненты
установок:
- эмоционально-образные;
- логико-нормативные;
- принципиально-волевые.
2. Характеристики установок
по его генезису:
- фанатичные (без учета ситуации);
|
|
- ситуационные (конформные);
- рефлексивные (сбалансированные).
3. Характеристики установок
с точки зрения морали: -безнравственные;
- нравственные;
- морально-нейтральные.
4. Характеристики установок
с точки зрения права:
- правовые;
- противоправные;
- юридически-нейтральные.
Ролевое поведение участников конфликта достаточно определенно и детермини-
ровано следующими факторами:
• собственными потребностями и интересами;
• целями и задачами, стоящими перед ними;
• своими социальными функциями и ролью в конфликте;
• конкретной ситуацией;
• личностными особенностями;
У – установки
участников
• планами соперников, понуждающих к определенным действиям;
• опытом предыдущих конфликтов.
Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую «зону», соответст-
вующую своему самоопределению, ущемить, ограничив интересы другой стороны, или
изменить соотношение сил и позицию противника.
Позиция – это способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной
ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов,
сколько из-за неприемлемого для противоположной стороны способа выражения своих
интересов.
Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют актив-
ность и агрессивность во взаимоотношениях, при этом субъекты как бы входят в роль не-
примиримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное
состояние обусловлено личностными амбициями, эмоциональными или характерологиче-
скими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное
поведение не безвредно, поскольку само по себе является конфликтогенным.
Наиболее типичные программы поведения в конфликте:
1. Достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до
более высокой стадии.
2. Подчинение другой стороне, (некоторое снижение уровня напряженности), но со-
хранение самого конфликта, переведение его в латентную стадию.
3. Мирное завершение конфликта, по возможности, оставление опасной зоны агрес-
|
|
сивных взаимодействий.
4. Активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.