Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя

Метод приведения

Этот метод оценивания погрешностей косвенных измерений применяют, когда не известны законы распределения погрешностей измерений аргументов, а между аргументами существует корреляция. Метод основан на приведении ряда отдельных значений косвенно измеряемой величины к ряду прямых измерений. Получаемые сочетания отдельных результатов измерений аргументов подставляют в формулу (10.1)

и вычисляют отдельные значения измеряемой величины Y: X 1, X 2,..., Xm по которым затем вычисляют результат косвенного измерения:

где m – число отдельных значений измеряемой величины; xii -е отдельное значение измеряемой величины, полученное в результате подстановки i -го сочетания согласованных результатов измерений аргументов в формулу. Оценку среднего квадратического отклонения случайных погрешностей результата косвенного измерения вычисляют по формуле

Доверительные границы случайной погрешности для результата

измерения вычисляют по формуле:

где T – коэффициент, зависящий от вида распределения отдельных значений измеряемой величины, выбранной доверительной вероятности. При нормальном распределении отдельных значений измеряемой величины доверительные границы случайных погрешностей вычисляют в соответствии с ГОСТ 8.207-76 /12/.

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конфликт и его структурные компоненты. Каждый в своей жизни неоднократно сталкивался с таким социальным феноменом, каким является конфликт. Что же включает это емкое понятие?

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

С началом изучения этого сложного психологического явления не утихают споры о том, что есть конфликт — благо или зло. Ряд психологов утверждает, что конфликт есть благо, потому что он:

* помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению проблем;

* способствует повышению эффективности деятельности;

* иногда может сплотить коллектив против внешнего давления.

Сторонники другой точки зрения утверждают, конфликт есть зло, потому что он:

* ведет кухудшению социально-психологического климата;

* повышает нервозность людей, приводит к стрессу;

* отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей.

Выскажем свою точку зрения: правы и те и другие, потому что конфликт — это чрезвычайно сложное и противоречивое психологическое явление, к глубинным причинам возникновения и развития которого ученые только приступают. При всех плюсах и минусах конфликтов они неизбежны, более того, зачастую необходимы. Иногда помимо них проблема так и не разрешается.

В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:

* объект конфликта,

* участники (оппоненты) конфликта,

* конфликтная ситуация,

* инцидент.

Объект конфликта — социальное явление (зачастую спорный вопрос, проблема), вызвавшее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть (руководить, манипулировать и др.) этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:

* может быть как материальным, так и психологическим;

* всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной;

* обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих. Вот почему точное знание объекта позволяет относительно точно спрогнозировать это поведение.

Участники (оппоненты) конфликта — это отдельные лица, группы людей и даже организации. Наличие объекта и участников (оппонентов) конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники (оппоненты) конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.

Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников! (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны.

Итак, конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.

Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующее.

Условия протекания. * пространственно-временные (место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен);

* социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

* социальные (вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических, национальных и др.).

Образы конфликтной ситуации, то есть своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Возможные действия участников конфликта:

* характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные);

* степень активности в их осуществлении (активные — пассивные; инициирующие — ответные);

* направленность действий (на оппонента, на самого себя, апеллирование к третьим лицам и др.).

Возможные исходы конфликтных ситуаций:

* полное или частичное подчинение другого;

* компромисс;

* прерывание конфликтных действий;

* интеграция и др.

По мнению А.В. Аграшенкова (1997), в психологической структуре конфликтов выделяется несколько компонентов.

1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Динамика возникновения и развития конфликта. В реализации конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии:

* возникновение объективной конфликтной ситуации;

* осознание участниками объективной конфликтной ситуации;

* переход к конфликтному поведению;

* разрешение конфликта.

Рассмотрим более подробно все четыре стадии.

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

Эта стадия не сразу осознается будущими участниками конфликта, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта». Стороны оказываются участниками конфликта, если стремление одной из них к достижению определенного состояния, цели, потребности объективно препятствует достижению другой стороной желаемого состояния.

2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации.

При переходе одной из сторон к действиям, ущемляющим интересы другой стороны, конфликт осознается, он становится реальностью. Только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение.

3. Переход к конфликтному поведению.

После того как конфликт осознан и когда вторая сторона, отвечая на действия первой, переходит к аналогичным действиям, начинается третья стадия, то есть стадия конфликтного поведения.

Конфликтное поведение, как правило, направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Конфликт переходит из потенциального в актуальный.

Конфликтное поведение может протекать в следующей последовательности:

* постепенное усиление позиций участников за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния;

* увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

* повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

* нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которое может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

* изменение отношения к проблемной ситуации и к конфликту в целом.

4. Разрешение конфликта. Оно возможно при:

* изменении объективной конфликтной ситуации;

* преобразовании образов конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть:

* частичным или мнимым (конфликтные действия исключаются, но побуждение к конфликту, конфликтная ситуация остается);

* полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Типология конфликтов. Существует несколько оснований типологии конфликтов. По направленности конфликты делятся на:

* горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

* вертикальные (то есть между руководителями и подчиненными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80 %;

* смешанные (то есть между руководителями и подчиненными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчиненности).

По источнику возникновения обычно выделяют:

* личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние, интрасубъективные, интраперсональные, психологические), которые возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека;

* межличностные конфликты. Эта разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели;

* межгрупповые конфликты. В качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. Часто этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

Требует отдельного рассмотрения проблема личностных конфликтов, зачастую провоцирующих как межличностные, так и межгрупповые конфликты. Для людей, склонных к таким конфликтам, характерны бурные внутренние переживания, импульсивность, завышенный уровень притязаний, повышенная критичность к поступкам окружающих, низкая самокритичность.

Поведенческие реакции при наличии личностного конфликта обычно бывают трех видов: ЛОКУС КОНТРОЛЯ

* самообвинение;

* обвинение во всех бедах окружающих;

* ссылки на внешние обстоятельства, независимые от воли людей.

А.В. Аграшенков (1997) выделяет такие разновидности конфликтов, как конструктивные и деструктивные.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

* когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

* когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Развитию интриг препятствуют:

* здоровый социально-психологический климат в организации;

* ровное доброжелательное отношение ко всем сотрудникам, без выделения так называемых «любимчиков»;

* четко очерченные, конкретные должностные обязанности;

* достаточная информация на всех иерархических уровнях;

* корректная дистанция в общении с сотрудниками;

* конструктивная критика для корректировки действий некоторых потенциальных интриганов;

* откровенный разговор с предполагаемым интриганом, для того чтобы выяснить его реальные намерения, мотивацию и потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: