Выбор темы курсовой работы

Тему курсовой работы студент выбирает исходя из своих научных интересов, в соответствии с целями его профессионального становления. Также возможно распределение тем курсовых работ руководителем.

Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение социальной напряженности между участниками совместной деятельности.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задан:

• изучение сущности, форм проявления и последствий социаль­но-психологической напряженности при осуществлении совместной деятельности;

• обобщение объективных и субъективных факторов, вызыва­ющих эскалацию социально-психологической напряженности;

• анализ существующих методических подходов к оценке уров­ня и выявлению источников социально-психологической на­пряженности;

• оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации;

• выявление источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации;

• оценка явных и скрытых последствий эскалации социально-психологической напряженности в конкретной организации;

• разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабле­ние источников противоречий (или их локализацию), и усло­вий их реализации в конкретной организации;

• обоснование системы индикаторов и организационной проце­дуры для осуществления мониторинга социально-психологи­ческой напряженности в организации.

Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику причин конфликт­ных столкновений между сотрудниками организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение основных источников и причин конфликтных столк­новений между сотрудниками (группами работников, подраз­делениями) организации;

• обобщение методов изучения причин конфликтных столкно­вений в организации, оценка их сильных и слабых сторон;

• выдвижение гипотезы и разработка программы исследования конфликтного столкновения в конкретной организации с ис­пользованием различных методов (наблюдение, анализ доку­ментов, оценка деятельности сотрудников, биографический ме­тод и т.д.);

• анализ информации, полученной при реализации разработан­ной программы исследования;

• обоснование вывода о причине (причинах) конфликтного столкновения;

• оценка функциональной направленности конфликта, явных и скрытых, ближайших и отдаленных последствий исследуемо­го конфликта;

• обоснование целесообразности и стратегии управления конф­ликтом.

Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение основных источников и причин возникновения кон­фликтов и стрессов в социальных группах;

• обоснование состава и содержания критериев оценки функци­ональной направленности конфликтов и стрессов в социальных группах;

• обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах;

• выявление и анализ нежелательных конфликтов и стрессов в конкретной социальной группе;

• обоснование совокупности показателей, которые могут исполь­зоваться в качестве ранних симптомов нежелательных конф­ликтов и стрессов в конкретной социальной группе;

• разработка процедуры мониторинга состояния социальной группы на основе ранних симптомов нежелательных конфлик­тов и стрессов;

• разработка системы мер, обеспечивающих предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов на основе своевремен­ной диагностики их симптомов.

Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метод предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессов при вза­имодействии смежных подразделений и рабочих групп.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение и обобщение источников внутригрупповых и меж­групповых конфликтов при взаимодействии смежных подраз­делений и рабочих групп в организации;

• изучение сущности, форм и условий реализации упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метода предупреждения конфликтов;

• анализ факторов, определяющих возникновение внутригруппо­вых и межгрупповых конфликтов при взаимодействии смеж­ных подразделений и рабочих групп в конкретной организации;

• выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет упорядочения взаимодействия смежных подраз­делений и рабочих групп;

• описание содержания предлагаемых форм упорядочения взаи­модействия смежных подразделений и рабочих групп в конк­ретной организации;

• обоснование организационных мер, обеспечивающих внедре­ние предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смеж­ных подразделений и рабочих групп в деятельность конкрет­ной организации.

Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях

Цель курсового проектирования — разработка системы формирования и разъяснения требований к сотрудникам, обеспечива­ющей предупреждение конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение и обобщение источников внутриличностных и меж­личностных конфликтов в организациях;

• обоснование необходимости и сущности разъяснения требова­ний к сотрудникам как условия профилактики внутриличност­ных и межличностных конфликтов в организациях;

• анализ факторов, определяющих возникновение внутриличност­ных и межличностных конфликтов в конкретной организации;

• выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет разъяснения требований к сотрудникам;

• описание содержания предлагаемых форм разъяснения требо­ваний к сотрудникам;

• разработка документационного обеспечения предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам с целью преду­преждения внутриличностных и межличностных конфликтов;

• обоснование организационных мер, обеспечивающих внедре­ние предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудни­кам в деятельность конкретной организации.

Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка системы выдвиже­ния комплексных интегрирующих целей, обеспечивающей пре­дупреждение и преодоление организационных конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение и обобщение источников организационных конфлик­тов;

• обоснование необходимости, сущности и условий выдвижения комплексных интегрирующих целей для предупреждения и преодоления организационных конфликтов;

• анализ проявления, последствий и источников организацион­ных конфликтов на примере конкретной организации;

• анализ целевой дисфункциональности как фактора, детерми­нирующего конфликтное взаимодействие в конкретной орга­низации;

• обоснование содержания комплексных интегрирующих целей для конкретной организации;

• разработка механизма выдвижения, оценки степени реализации и корректировки комплексных интегрирующих целей в конк­ретной организации.

Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих соблюдение принципов социальной справедли­вости в материальном и моральном поощрении работников.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности принципа социальной справедливости и форм его специфического проявления;

• обоснование необходимости использования принципа социаль­ной справедливости в организации как средства предотвраще­ния конфликтов и стрессовых состояний;

• обоснование требований к материальному и моральному поощ­рению работников, обеспечивающих соблюдение принципа социальной справедливости;

• анализ соответствия материального и морального стимулиро­вания в конкретной организации требованиям социальной справедливости;

• оценка влияния выявленного несоответствия как фактора, де­терминирующего конфликты и стрессы в организации;

• обоснование форм и содержания материального и морального поощрения, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессовых состояний.

Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе

Цель курсового проектирования — разработка социально-психо­логических правил делового поведения работников организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и показателей, отражающих состояние вза­имопонимания и сотрудничества в коллективе;

• обобщение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе;

• обобщение существующих подходов и технологий, обеспечи­вающих практическое использование правил взаимодействия;

• анализ соблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в конкретном коллективе;

• оценка причин и дисфункциональных последствий выявлен­ного несоблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в коллективе;

• разработка технологий, позволяющих обеспечить соблюдение социально-психологических правил взаимодействия в конкрет­ном коллективе;

• обоснование организации внедрения разработанных техноло­гий в конкретном коллективе.

Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и составляющих культуры межличностно­го общения в социальных группах;

• обобщение факторов, влияющих на уровень культуры межлич­ностного общения, и путей его повышения;

• анализ составляющих культуры межличностного общения в конкретной социальной группе;

• оценка влияния выявленного состояния культуры межличност­ного общения на эмоциональные конфликты в конкретной социальной группе;

• обоснование необходимости и направлений повышения куль­туры межличностного общения в социальной группе;

• описание технологий, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения в соответствии с выделенными при­оритетными направлениями;

• обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга культуры межличност­ного общения в социальной группе.

Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по повышению эффективности использования примирительных про­цедур при разрешении конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности, содержания и условий эффективного ис­пользования примирительных процедур в урегулировании кон­фликтов;

• анализ источников и функциональной направленности конф­ликтов в конкретной организации;

• выявление конфликтов, для урегулирования которых целесо­образно использование примирительных процедур;

• анализ эффективности существующей практики использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов в конкретной организации;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку прими­рительных процедур в урегулировании конфликтов;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное об­щение в процессе урегулирования конфликтов;

• разработка организационных вопросов использования прими­рительных процедур при урегулировании конфликтов в конк­ретной организации.

Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, позволяющих обеспечить следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение возможностей и условий использования переговоров как метода урегулирования конфликтов;

• изучение психологических основ поведения в переговорном процессе;

• обобщение правил ведения переговоров при урегулировании конфликтов;

• анализ возможности использования переговоров при урегули­ровании конфликтов на конкретном примере;

• разработка рекомендаций по подготовке переговорного про­цесса;

• разработка рекомендаций по обоснованию стратегии и такти­ки в переговорном процессе;

• разработка рекомендаций по обеспечению выполнения достиг­нутых в ходе переговоров договоренностей;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих противодействие манипулятивным технологиям, используемым в переговорном процессе.

Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих возможность эффективного использования по­средничества в урегулировании конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности, преимуществ и условий эффективного посредничества в урегулировании конфликтов;

• изучение форм участия третьей стороны в урегулировании кон­фликта и предпосылок их реализации;

• анализ возможности использования посредничества при урегу­лировании конкретного организационного или социально-трудового конфликта;

• обоснование роли посредника в урегулировании конфликта; разработка сценария урегулирования конфликта с участием посредника и требований к его участникам.

Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих реализацию принципов социального партнерства в конфликтном взаимодействии.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и форм реализации социального партнер­ства;

• изучение основных правовых актов, устанавливающих принци­пы и нормы социального партнерства в России;

• анализ проявления и источников конфликтных ситуаций в конкретной организации;

• обоснование выбора конфликтных ситуаций, для предупреж­дения и преодоления которых целесообразно применение принципов и механизмов социального партнерства;

• разработка сценария преодоления конкретной конфликтной ситуации посредством социального партнерства, его документационного обеспечения и требований к участникам.

Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование технологий рацио­нального поведения в конфликтах.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и содержания технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликтах;

• обобщение методических подходов к оценке психологических особенностей и поведенческих характеристик субъектов кон­фликтного взаимодействия;

• анализ источников и функциональной направленности меж­личностных конфликтов и стрессов в конкретной организации;

• выявление конфликтов, для улаживания которых целесообраз­но использование технологий рационального поведения;

• разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание субъектов конкретного межличностного конфликта с учетом их психологических осо­бенностей и поведенческих характеристик;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих соглашение меж­ду субъектами конфликта по признанию и соблюдению норм конфликтного взаимодействия.

Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и улучшение морально-психологи­ческой атмосферы в социальной группе.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и составляющих морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе;

• анализ влияния морально-психологической атмосферы в груп­пе на формирование и развитие конфликтных ситуаций;

• обобщение существующих методических подходов к изучению, оценке и изменению социально-психологической атмосферы;

• анализ состояния морально-психологической атмосферы в кон­кретной социальной группе;

• выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудов­летворительного состояния морально-психологической атмо­сферы в группе;

• разработка рекомендаций, направленных на улучшение мораль­но-психологической атмосферы в социальной группе;

• обоснование системы индикаторов и организационных проце­дур для осуществления мониторинга морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе.

Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и повышение качества трудовой жизни в организации.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и составляющих качества трудовой жизни;

• анализ влияния качества трудовой жизни на формирование и развитие конфликтов;

• обобщение существующих методических подходов к оценке и повышению качества трудовой жизни;

• анализ и оценка качества трудовой жизни в конкретной орга­низации;

• выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудов­летворительного состояния морально-психологической атмо­сферы в группе;

• разработка рекомендаций, направленных на улучшение мораль­но-психологической атмосферы в социальной группе;

• обоснование системы индикаторов и организационных проце­дур для осуществления мониторинга морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе.

Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;

• обобщение факторов, определяющих выбор оптимального сти­ля поведения в конфликте;

• диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;

• оценка функциональной направленности конфликта и его по­следствий;

• обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факто­ров;

• разработка тактических приемов, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.

Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку и проведение забастовки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;

• изучение законодательного регулирования осуществления пра­ва работников на забастовку в современных условиях;

• диагностика конкретного социально-трудового конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;

• анализ возможности использования примирительных процедур для разрешения конкретного конфликта;

• оценка целесообразности и возможности забастовки и послед­ствий ее проведения для взаимодействующих сторон;

• обоснование целей и вида забастовки;

• разработка сценария проведения забастовки в соответствии с действующим законодательствам.

Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по урегулированию конфликта, протекающего в форме забастовки.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;

• изучение законодательного регулирования осуществления пра­ва работников на забастовку в современных условиях;

• анализ причин конкретной забастовки и стадий ее развития;

• выявление участников забастовки (первичные, вторичные группы, третьи силы) и их интересов;

• анализ возможных сценариев развития забастовки (разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, достижение соглашения в результате взаимных переговоров, эскалация кон­фликта) и оценка их последствий для участников взаимодей­ствия;

• разработка рекомендаций для участников забастовки с целью реализации оптимального сценария ее завершения.

Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон

Цель курсового проектирования — разработка механизма инфор­мационного обеспечения обоснования воздействия на взаимоот­ношения конфликтующих сторон.

Достижение цели проектирования предполагает решение еле дующих задач:

• изучение методов сбора и анализа информации, используемы в конфликтологии, и оценка условий их эффективного использования;

• обоснование содержания информации, необходимой для обо­снования воздействия на конкретный конфликт;

• обоснование выбора методов для получения информации о развитии конкретного конфликта;

• обоснование выбора методов для получения информации о поведении участников конкретного конфликта и их индивиду­ально-психологических особенностей;

• обоснование процедур сбора, проверки полноты и точности и анализа информации о конкретном конфликте;

• обоснование содержания воздействий на взаимоотношения конфликтующих сторон и организации их осуществления.

Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение обязанностей и возможностей руководителя организа­ции (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;

• анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обосно­вание необходимости участия руководителя в управлении кон­фликтами и стрессами;

• обоснование системы ранних симптомов, указывающих руко­водителю на необходимость участия в управлении конфликта­ми и стрессами в конкретной организации (подразделении);

• описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной орга­низации (подразделении);

• обоснование требований к поведению руководителя, выступа­ющего посредником в разрешении конфликтов;

• разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.

Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях

Цель курсового проектирования — разработка механизма обес­печения соответствия качеств и поведения руководителей особен­ностям управленческой деятельности в конфликтных условиях.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение сущности и составляющих коммуникативной культу­ры руководителя;

• анализ влияния коммуникативной культуры руководителя на возникновение и развитие конфликтов;

• обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя;

• анализ и оценка коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);

• разработка рекомендаций по развитию коммуникативной куль­туры руководителей в конкретной организации (подразделе­нии);

• разработка рекомендаций, определяющих поведение руководи­телей в конкретных ситуациях конфликтного взаимодействия.

Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по совершенствованию текущей деловой оценки персонала органи­зации, обеспечивающих предупреждение и разрешение сопутству­ющих конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение влияния оценки персонала на внутриличностные и межличностные конфликты;

• анализ конфликтных ситуаций, связанных с текущей деловой оценкой персонала в конкретной организации, и выявление причин их возникновения;

• оценка потенциальной конфликтности используемых показа­телей оценки;

• анализ потенциальной конфликтности используемых методов оценки;

• анализ потенциальной конфликтности процедуры проведения оценки и информирования работников о результатах оценки;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение конфликт­ности, показателей, методов и процедуры деловой оценки;

• разработка сценариев урегулирования конфликтов, возника­ющих при проведении деловой оценки.

Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение дисфункциональных конфлик­тов при назначении руководителя структурного подразделения.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение объективных и субъективных причин и форм прояв­ления конфликтного взаимодействия при назначении нового руководителя структурного подразделения;

• обобщение методических подходов к предупреждению и уре­гулированию подобных конфликтов;

• анализ объективных и субъективных причин конфликтов при назначении нового руководителя структурного подразделения в конкретной организации, выявление интересов участников конфликтного взаимодействия, его функциональной направ­ленности;

• исследование индивидуально-психологических особенностей участников конфликтного взаимодействия;

• обоснование содержания и форм воздействия на участников конфликта для перевода взаимодействия в русло сотрудниче­ства;

• разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение деструктивных конфликтов при назначении новых руководи­телей структурных подразделений.

Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций

Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.

Достижение цели проектирования предполагает решение сле­дующих задач:

• изучение содержания и форм коммуникаций в организации;

• анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;

• обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в орга­низации;

• анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;

• разработка рекомендаций по снижению потенциальной конф­ликтности коммуникаций в организации;

• разработка содержания и процедуры мониторинга состояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симп­томов нежелательных конфликтов.

Возможно и самостоятельное предложение темы студентом. В этом случае студент обязательно должен обосновать целесообразность предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке. Любое изменение формулировки наименования курсовой работы обязательно должно быть обоснованным и согласованным студентом с руководителем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: