Тему курсовой работы студент выбирает исходя из своих научных интересов, в соответствии с целями его профессионального становления. Также возможно распределение тем курсовых работ руководителем.
Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение социальной напряженности между участниками совместной деятельности.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задан:
• изучение сущности, форм проявления и последствий социально-психологической напряженности при осуществлении совместной деятельности;
• обобщение объективных и субъективных факторов, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности;
• анализ существующих методических подходов к оценке уровня и выявлению источников социально-психологической напряженности;
• оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• выявление источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• оценка явных и скрытых последствий эскалации социально-психологической напряженности в конкретной организации;
• разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабление источников противоречий (или их локализацию), и условий их реализации в конкретной организации;
• обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга социально-психологической напряженности в организации.
Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику причин конфликтных столкновений между сотрудниками организации.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение основных источников и причин конфликтных столкновений между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации;
• обобщение методов изучения причин конфликтных столкновений в организации, оценка их сильных и слабых сторон;
• выдвижение гипотезы и разработка программы исследования конфликтного столкновения в конкретной организации с использованием различных методов (наблюдение, анализ документов, оценка деятельности сотрудников, биографический метод и т.д.);
• анализ информации, полученной при реализации разработанной программы исследования;
• обоснование вывода о причине (причинах) конфликтного столкновения;
• оценка функциональной направленности конфликта, явных и скрытых, ближайших и отдаленных последствий исследуемого конфликта;
• обоснование целесообразности и стратегии управления конфликтом.
Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение основных источников и причин возникновения конфликтов и стрессов в социальных группах;
• обоснование состава и содержания критериев оценки функциональной направленности конфликтов и стрессов в социальных группах;
• обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах;
• выявление и анализ нежелательных конфликтов и стрессов в конкретной социальной группе;
• обоснование совокупности показателей, которые могут использоваться в качестве ранних симптомов нежелательных конфликтов и стрессов в конкретной социальной группе;
• разработка процедуры мониторинга состояния социальной группы на основе ранних симптомов нежелательных конфликтов и стрессов;
• разработка системы мер, обеспечивающих предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов на основе своевременной диагностики их симптомов.
Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метод предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессов при взаимодействии смежных подразделений и рабочих групп.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение и обобщение источников внутригрупповых и межгрупповых конфликтов при взаимодействии смежных подразделений и рабочих групп в организации;
• изучение сущности, форм и условий реализации упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метода предупреждения конфликтов;
• анализ факторов, определяющих возникновение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов при взаимодействии смежных подразделений и рабочих групп в конкретной организации;
• выявление факторов, действие которых может быть нейтрализовано за счет упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп;
• описание содержания предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп в конкретной организации;
• обоснование организационных мер, обеспечивающих внедрение предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп в деятельность конкретной организации.
Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях
Цель курсового проектирования — разработка системы формирования и разъяснения требований к сотрудникам, обеспечивающей предупреждение конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение и обобщение источников внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях;
• обоснование необходимости и сущности разъяснения требований к сотрудникам как условия профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях;
• анализ факторов, определяющих возникновение внутриличностных и межличностных конфликтов в конкретной организации;
• выявление факторов, действие которых может быть нейтрализовано за счет разъяснения требований к сотрудникам;
• описание содержания предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам;
• разработка документационного обеспечения предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам с целью предупреждения внутриличностных и межличностных конфликтов;
• обоснование организационных мер, обеспечивающих внедрение предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам в деятельность конкретной организации.
Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка системы выдвижения комплексных интегрирующих целей, обеспечивающей предупреждение и преодоление организационных конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение и обобщение источников организационных конфликтов;
• обоснование необходимости, сущности и условий выдвижения комплексных интегрирующих целей для предупреждения и преодоления организационных конфликтов;
• анализ проявления, последствий и источников организационных конфликтов на примере конкретной организации;
• анализ целевой дисфункциональности как фактора, детерминирующего конфликтное взаимодействие в конкретной организации;
• обоснование содержания комплексных интегрирующих целей для конкретной организации;
• разработка механизма выдвижения, оценки степени реализации и корректировки комплексных интегрирующих целей в конкретной организации.
Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности принципа социальной справедливости и форм его специфического проявления;
• обоснование необходимости использования принципа социальной справедливости в организации как средства предотвращения конфликтов и стрессовых состояний;
• обоснование требований к материальному и моральному поощрению работников, обеспечивающих соблюдение принципа социальной справедливости;
• анализ соответствия материального и морального стимулирования в конкретной организации требованиям социальной справедливости;
• оценка влияния выявленного несоответствия как фактора, детерминирующего конфликты и стрессы в организации;
• обоснование форм и содержания материального и морального поощрения, обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессовых состояний.
Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе
Цель курсового проектирования — разработка социально-психологических правил делового поведения работников организации.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и показателей, отражающих состояние взаимопонимания и сотрудничества в коллективе;
• обобщение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе;
• обобщение существующих подходов и технологий, обеспечивающих практическое использование правил взаимодействия;
• анализ соблюдения социально-психологических правил взаимодействия в конкретном коллективе;
• оценка причин и дисфункциональных последствий выявленного несоблюдения социально-психологических правил взаимодействия в коллективе;
• разработка технологий, позволяющих обеспечить соблюдение социально-психологических правил взаимодействия в конкретном коллективе;
• обоснование организации внедрения разработанных технологий в конкретном коллективе.
Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и составляющих культуры межличностного общения в социальных группах;
• обобщение факторов, влияющих на уровень культуры межличностного общения, и путей его повышения;
• анализ составляющих культуры межличностного общения в конкретной социальной группе;
• оценка влияния выявленного состояния культуры межличностного общения на эмоциональные конфликты в конкретной социальной группе;
• обоснование необходимости и направлений повышения культуры межличностного общения в социальной группе;
• описание технологий, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения в соответствии с выделенными приоритетными направлениями;
• обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга культуры межличностного общения в социальной группе.
Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по повышению эффективности использования примирительных процедур при разрешении конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности, содержания и условий эффективного использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов;
• анализ источников и функциональной направленности конфликтов в конкретной организации;
• выявление конфликтов, для урегулирования которых целесообразно использование примирительных процедур;
• анализ эффективности существующей практики использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов в конкретной организации;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку примирительных процедур в урегулировании конфликтов;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное общение в процессе урегулирования конфликтов;
• разработка организационных вопросов использования примирительных процедур при урегулировании конфликтов в конкретной организации.
Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, позволяющих обеспечить следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение возможностей и условий использования переговоров как метода урегулирования конфликтов;
• изучение психологических основ поведения в переговорном процессе;
• обобщение правил ведения переговоров при урегулировании конфликтов;
• анализ возможности использования переговоров при урегулировании конфликтов на конкретном примере;
• разработка рекомендаций по подготовке переговорного процесса;
• разработка рекомендаций по обоснованию стратегии и тактики в переговорном процессе;
• разработка рекомендаций по обеспечению выполнения достигнутых в ходе переговоров договоренностей;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих противодействие манипулятивным технологиям, используемым в переговорном процессе.
Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих возможность эффективного использования посредничества в урегулировании конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности, преимуществ и условий эффективного посредничества в урегулировании конфликтов;
• изучение форм участия третьей стороны в урегулировании конфликта и предпосылок их реализации;
• анализ возможности использования посредничества при урегулировании конкретного организационного или социально-трудового конфликта;
• обоснование роли посредника в урегулировании конфликта; разработка сценария урегулирования конфликта с участием посредника и требований к его участникам.
Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих реализацию принципов социального партнерства в конфликтном взаимодействии.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и форм реализации социального партнерства;
• изучение основных правовых актов, устанавливающих принципы и нормы социального партнерства в России;
• анализ проявления и источников конфликтных ситуаций в конкретной организации;
• обоснование выбора конфликтных ситуаций, для предупреждения и преодоления которых целесообразно применение принципов и механизмов социального партнерства;
• разработка сценария преодоления конкретной конфликтной ситуации посредством социального партнерства, его документационного обеспечения и требований к участникам.
Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование технологий рационального поведения в конфликтах.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и содержания технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликтах;
• обобщение методических подходов к оценке психологических особенностей и поведенческих характеристик субъектов конфликтного взаимодействия;
• анализ источников и функциональной направленности межличностных конфликтов и стрессов в конкретной организации;
• выявление конфликтов, для улаживания которых целесообразно использование технологий рационального поведения;
• разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание субъектов конкретного межличностного конфликта с учетом их психологических особенностей и поведенческих характеристик;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих соглашение между субъектами конфликта по признанию и соблюдению норм конфликтного взаимодействия.
Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и составляющих морально-психологической атмосферы в социальной группе;
• анализ влияния морально-психологической атмосферы в группе на формирование и развитие конфликтных ситуаций;
• обобщение существующих методических подходов к изучению, оценке и изменению социально-психологической атмосферы;
• анализ состояния морально-психологической атмосферы в конкретной социальной группе;
• выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудовлетворительного состояния морально-психологической атмосферы в группе;
• разработка рекомендаций, направленных на улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе;
• обоснование системы индикаторов и организационных процедур для осуществления мониторинга морально-психологической атмосферы в социальной группе.
Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и повышение качества трудовой жизни в организации.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и составляющих качества трудовой жизни;
• анализ влияния качества трудовой жизни на формирование и развитие конфликтов;
• обобщение существующих методических подходов к оценке и повышению качества трудовой жизни;
• анализ и оценка качества трудовой жизни в конкретной организации;
• выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудовлетворительного состояния морально-психологической атмосферы в группе;
• разработка рекомендаций, направленных на улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе;
• обоснование системы индикаторов и организационных процедур для осуществления мониторинга морально-психологической атмосферы в социальной группе.
Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;
• обобщение факторов, определяющих выбор оптимального стиля поведения в конфликте;
• диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
• оценка функциональной направленности конфликта и его последствий;
• обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факторов;
• разработка тактических приемов, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.
Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку и проведение забастовки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;
• изучение законодательного регулирования осуществления права работников на забастовку в современных условиях;
• диагностика конкретного социально-трудового конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;
• анализ возможности использования примирительных процедур для разрешения конкретного конфликта;
• оценка целесообразности и возможности забастовки и последствий ее проведения для взаимодействующих сторон;
• обоснование целей и вида забастовки;
• разработка сценария проведения забастовки в соответствии с действующим законодательствам.
Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по урегулированию конфликта, протекающего в форме забастовки.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности, причин и видов забастовок как формы социально-трудовых конфликтов;
• изучение законодательного регулирования осуществления права работников на забастовку в современных условиях;
• анализ причин конкретной забастовки и стадий ее развития;
• выявление участников забастовки (первичные, вторичные группы, третьи силы) и их интересов;
• анализ возможных сценариев развития забастовки (разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, достижение соглашения в результате взаимных переговоров, эскалация конфликта) и оценка их последствий для участников взаимодействия;
• разработка рекомендаций для участников забастовки с целью реализации оптимального сценария ее завершения.
Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон
Цель курсового проектирования — разработка механизма информационного обеспечения обоснования воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон.
Достижение цели проектирования предполагает решение еле дующих задач:
• изучение методов сбора и анализа информации, используемы в конфликтологии, и оценка условий их эффективного использования;
• обоснование содержания информации, необходимой для обоснования воздействия на конкретный конфликт;
• обоснование выбора методов для получения информации о развитии конкретного конфликта;
• обоснование выбора методов для получения информации о поведении участников конкретного конфликта и их индивидуально-психологических особенностей;
• обоснование процедур сбора, проверки полноты и точности и анализа информации о конкретном конфликте;
• обоснование содержания воздействий на взаимоотношения конфликтующих сторон и организации их осуществления.
Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение обязанностей и возможностей руководителя организации (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;
• анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обоснование необходимости участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами;
• обоснование системы ранних симптомов, указывающих руководителю на необходимость участия в управлении конфликтами и стрессами в конкретной организации (подразделении);
• описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной организации (подразделении);
• обоснование требований к поведению руководителя, выступающего посредником в разрешении конфликтов;
• разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.
Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
Цель курсового проектирования — разработка механизма обеспечения соответствия качеств и поведения руководителей особенностям управленческой деятельности в конфликтных условиях.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и составляющих коммуникативной культуры руководителя;
• анализ влияния коммуникативной культуры руководителя на возникновение и развитие конфликтов;
• обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя;
• анализ и оценка коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);
• разработка рекомендаций по развитию коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);
• разработка рекомендаций, определяющих поведение руководителей в конкретных ситуациях конфликтного взаимодействия.
Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций по совершенствованию текущей деловой оценки персонала организации, обеспечивающих предупреждение и разрешение сопутствующих конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение влияния оценки персонала на внутриличностные и межличностные конфликты;
• анализ конфликтных ситуаций, связанных с текущей деловой оценкой персонала в конкретной организации, и выявление причин их возникновения;
• оценка потенциальной конфликтности используемых показателей оценки;
• анализ потенциальной конфликтности используемых методов оценки;
• анализ потенциальной конфликтности процедуры проведения оценки и информирования работников о результатах оценки;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение конфликтности, показателей, методов и процедуры деловой оценки;
• разработка сценариев урегулирования конфликтов, возникающих при проведении деловой оценки.
Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение дисфункциональных конфликтов при назначении руководителя структурного подразделения.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение объективных и субъективных причин и форм проявления конфликтного взаимодействия при назначении нового руководителя структурного подразделения;
• обобщение методических подходов к предупреждению и урегулированию подобных конфликтов;
• анализ объективных и субъективных причин конфликтов при назначении нового руководителя структурного подразделения в конкретной организации, выявление интересов участников конфликтного взаимодействия, его функциональной направленности;
• исследование индивидуально-психологических особенностей участников конфликтного взаимодействия;
• обоснование содержания и форм воздействия на участников конфликта для перевода взаимодействия в русло сотрудничества;
• разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение деструктивных конфликтов при назначении новых руководителей структурных подразделений.
Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
Цель курсового проектирования — разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
• изучение содержания и форм коммуникаций в организации;
• анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;
• обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в организации;
• анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;
• разработка рекомендаций по снижению потенциальной конфликтности коммуникаций в организации;
• разработка содержания и процедуры мониторинга состояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симптомов нежелательных конфликтов.
Возможно и самостоятельное предложение темы студентом. В этом случае студент обязательно должен обосновать целесообразность предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке. Любое изменение формулировки наименования курсовой работы обязательно должно быть обоснованным и согласованным студентом с руководителем.