Карта составляется в три этапа.
- Определение предмета конфликта.
Опишите проблему в общих чертах. Опишите, что является предметом конфликта, используя существительные: не что надо делать, а что является «яблоком раздора». Предмет может быть не один.
- Определение оппонентов, вовлеченных в конфликт.
Решите, кто является главными сторонами в конфликте. Составьте список действующих лиц. Если группа имеет однородные требования, ее на схеме можно определить как одно лицо.
- Определение подлинных интересов оппонентов.
Поступки людей вызываются желаниями и стоящими за ними мотивами. Задача этого этапа – выяснить мотивацию, стоящую за позициями. Необходимо перечислить потребности и опасения каждого участника. Так создаются возможности.
Инструкция:
- Вспомните две конфликтных ситуации, в которых вы участвовали.
- Начертите в центре листа квадрат и опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт.
- Опишите, какие требования предъявляли друг другу стороны в начале конфликтного взаимодействия.
- Опишите потребности и опасения каждой стороны. Стремитесь, чтобы было перечислено не менее 5-6 пунктов: чем больше интересов, затронутых конфликтом, вы сможете выявить, тем больше предложений по урегулирования конфликта вы сможете сделать позже.
- Дальше работа осуществляется в парах. Найдите удобное место и сядьте напротив друг друга. Вы по очереди будете играть роли психолога и клиента, который консультируется по поводу возникшего конфликта.
- Осуществляя роль консультанта, вы помогаете клиенту проанализировать конфликт. Ваша задача – внимательным выслушиванием, вопросами и замечаниями оказать помощь в составлении карты его конфликта. Необходимо категорически воздерживаться от оценок поведения участников конфликта, выдерживать максимально нейтральную позицию.
- После смены ролей расскажите вашему консультанту о вашем собственном конфликте.
|
|