· Ознакомьтесь с предлагаемой схемой:
Примерная схема анализа функционального стиля
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных стилей: научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, художественному .
2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема ( предмет сообщения ) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении ( предложениях, абзаце ), ключевых словах ;
для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях .
3. Определить идею текста. Идея текста ( его основная мысль ) – то, что говорится о предмете сообщения ( теме ).
4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные,бытовые отношения .
|
|
5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане ( самостоятельное произведение, отрывок из произведения ), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи ( описание, повествование, рассуждение, инструктирование ) относится текст. Следует помнить о том, что в « реальном » тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п .
7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная .
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.
9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста. Стилистические средства лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического уровней представлены ниже в таблицах. Словообразовательный уровень см. в образцах анализа .
9.1. Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи .
В письменной форме разговорной речи они проявляются редко ( обычно на орфографическом уровне ).
Стилистические__средства лексическо-фразеологического уровня.
Стилистические средства словообразовательного уровня.