Оглавление
Предисловие
Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
глава 1. Культура как предмет культурологии
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека
2. Культурология как гуманитарная наука
глава 2. Основные школы и концепции культурологии
1. Философия Гегеля как теория культуры
2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция К. Г. Юнга
6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин)
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)
глава 3. Культура как система
1. Структурная целостность культуры
2. Многомерность культуры как системы
глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства
|
|
1. Понятие культуры предприятий.Ценностный аспект организационной культуры
2. Основные элементы и особенности функционированиязнаково-символической системы на предприятии
3. Типология организационной культуры.Состояние организационной культурына российских предприятиях
глава 5. Массовая и элитарная культура
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры
глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре
1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций
Раздел II. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
глава 1. Миф как форма культуры
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
2. Миф и магия
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
глава 2. Культура Древнего Востока
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока
глава 3. История античной культуры
1. Характерные черты древнегреческой культуры 2. Основные этапы развития эллинской
художественной культуры 3. Художественная культура Древнего Рима
|
|
глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры
1. Коренное отличие христианства от языческих верований
2. Исторические предпосылки христианства
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы
4. Почему христианство стало мировой религией
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди
6. Значение христианства для развития европейской культуры
глава 5. Культура Западной Европы в средние века
1. Периодизация средневековой культуры
2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
3. Научная культура в средние века
4. Художественная культура средневековой Европы
5 «Духовные леса» культуры Нового времени
глава 6. Культура западно-европейского Возрождения
1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Ренессанса
глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации
2. Духовная революция Мартина Лютера
3. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза»
4. Свобода и разум в протестантской культуре
глава 8. Культура эпохи Просвещения
1. Основные доминанты культуры европейского Просвещения
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей
глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления
1. Противоречие между человеком и машиной
как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса
глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма
3. Попытки создания синтетических форм искусства
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века