Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.
Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.
Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).
|
|
Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.
Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.
В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.
|
|
Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.
Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации - отображают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Иными словами, она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.
В связи с этим необходимо обратить особое внимание на специфику политической идеологии как формы общественного сознания, а именно - на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической системы (т.е. определенной идеологии) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, от которого исходит данная идеология. Иными словами, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Можно сказать еще и так: политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.
Носителями идеологии являются классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в сфере производства материальных благ. В.И. Ленин считал, что «в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». Он даже особо подчеркивал, что в современном обществе вопрос стоит только так: «буржуазная или социалистическая идеология; середины тут нет, так как человечество не выработало никакой третьей идеологии».
Однако носителями идеологии являются не только классы, но и все без исключения субъекты политических отношений - от каждого отдельного индивида до нации или общества в целом. Каждый из них вырабатывает свою систему идей и представлений, отражающих именно его положение в системе общественных отношений, именно его специфический интерес как социального субъекта и оправдывающих именно его социально-политические устремления. Из этого следует, что количество идеологических систем в принципе равно количеству субъектов политических отношений. Т.е., каждая отдельная личность в силу уникальности своего положения в обществе вырабатывает собственную идеологию, собственную систему представления о мире и своем месте в нем. Другое дело, что идеология каждой отдельной личности, при всей специфике ее индивидуальных идейно-политических предпочтений, является одновременно и проявлением идеологии той социальной группы или общности, частью которой она себя осознает. Поскольку анализ идейных воззрений каждого из составляющих данное общество индивидов есть неосуществимая задача, то в литературе речь практически всегда идет об идеологии определенных социальных групп, классов или общностей. Именно их идеалы и ценности, представления и устремления по большей части являются предметом систематизации и теоретического оформления.
|
|
Все идеологии претендуют на исключительность и универсальную значимость. Однако их объективно ценное общественное содержание все же различно, как различно и число приверженцев той или иной идеологии. Можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные.
Глобальные, или тотальные, идеологии (К. Манхейм) претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либерализм и консерватизм, включая национализм как разновидность последнего. Указанные идеологии зачастую еще определяются как традиционные идейно-политические течения.
Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными силами и направлены на обеспечения целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общего блага ее народа. Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.
Частичные, или частные, идеологии отражают весь спектр интересов социальных групп и слоев отдельного общества. А данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, конфессиональной, партийной и т.п. институциональным проявлением наличия частных политических идеологий является многопартийность, а также существование различных общественных формирований по интересам граждан (групп интересов). Государственная идеология и частные идеологии в гражданском обществе также находятся в диалектическом соотношении друг с другом.
|
|
Сказанное о сущности политической идеологии как социального явления предопределяет необходимость при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей выделять в ней по крайней мере две стороны или, согласно терминологии Л.С. Санистебан, различать два плана: явный и скрытый. Содержании идеологии представлены открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сообщений, в точном определении их смысла. Вторая задача анализа идеологии сводится к поиску ответа на вопрос: какие социальные субъекты (группы, классы, общности и их отдельные представители) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Т.е. выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.
Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая идеология также есть многоуровневый феномен. В отечественной политической науке утвердилось представление, согласно которому политическая идеология имеет высший, средний и низший уровни своего проявления:
Высший, или теоретико-концептуальный, уровень политической идеологии образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п., - в которых с применением понятийно-категориального аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень представлен в виде теорий, концепций, учений или доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности и представления о необходимых ее преобразованиях исходя из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства.
На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов - программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и.т.п. Этот уровень воспринимается как необходимая составляющая собственно политической деятельности, которая проявляется в поиске путей решения конкретных задач социально-политической жизни. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, учебники и произведения искусства.
На низшем, или обыденно-актуализированном, уровне идеология выступает в качестве феномена индивидуального и группового сознания и проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Для данного уровня идеологии характерно образно-ассоциативное осмысление социально-политической действительности, в ней проявляется культурная специфика данного социального субъекта. Этот уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой или общностью принципов и целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.