Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации - отображают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Иными словами, она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.

В связи с этим необходимо обратить особое внимание на специфику политической идеологии как формы общественного сознания, а именно - на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической системы (т.е. определенной идеологии) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, от которого исходит данная идеология. Иными словами, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Можно сказать еще и так: политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.

Носителями идеологии являются классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в сфере производства материальных благ. В.И. Ленин считал, что «в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». Он даже особо подчеркивал, что в современном обществе вопрос стоит только так: «буржуазная или социалистическая идеология; середины тут нет, так как человечество не выработало никакой третьей идеологии».

Однако носителями идеологии являются не только классы, но и все без исключения субъекты политических отношений - от каждого отдельного индивида до нации или общества в целом. Каждый из них вырабатывает свою систему идей и представлений, отражающих именно его положение в системе общественных отношений, именно его специфический интерес как социального субъекта и оправдывающих именно его социально-политические устремления. Из этого следует, что количество идеологических систем в принципе равно количеству субъектов политических отношений. Т.е., каждая отдельная личность в силу уникальности своего положения в обществе вырабатывает собственную идеологию, собственную систему представления о мире и своем месте в нем. Другое дело, что идеология каждой отдельной личности, при всей специфике ее индивидуальных идейно-политических предпочтений, является одновременно и проявлением идеологии той социальной группы или общности, частью которой она себя осознает. Поскольку анализ идейных воззрений каждого из составляющих данное общество индивидов есть неосуществимая задача, то в литературе речь практически всегда идет об идеологии определенных социальных групп, классов или общностей. Именно их идеалы и ценности, представления и устремления по большей части являются предметом систематизации и теоретического оформления.

Все идеологии претендуют на исключительность и универсальную значимость. Однако их объективно ценное общественное содержание все же различно, как различно и число приверженцев той или иной идеологии. Можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные.

Глобальные, или тотальные, идеологии (К. Манхейм) претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либерализм и консерватизм, включая национализм как разновидность последнего. Указанные идеологии зачастую еще определяются как традиционные идейно-политические течения.

Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными силами и направлены на обеспечения целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общего блага ее народа. Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.

Частичные, или частные, идеологии отражают весь спектр интересов социальных групп и слоев отдельного общества. А данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, конфессиональной, партийной и т.п. институциональным проявлением наличия частных политических идеологий является многопартийность, а также существование различных общественных формирований по интересам граждан (групп интересов). Государственная идеология и частные идеологии в гражданском обществе также находятся в диалектическом соотношении друг с другом.

Сказанное о сущности политической идеологии как социального явления предопределяет необходимость при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей выделять в ней по крайней мере две стороны или, согласно терминологии Л.С. Санистебан, различать два плана: явный и скрытый. Содержании идеологии представлены открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сообщений, в точном определении их смысла. Вторая задача анализа идеологии сводится к поиску ответа на вопрос: какие социальные субъекты (группы, классы, общности и их отдельные представители) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Т.е. выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.

Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая идеология также есть многоуровневый феномен. В отечественной политической науке утвердилось представление, согласно которому политическая идеология имеет высший, средний и низший уровни своего проявления:

Высший, или теоретико-концептуальный, уровень политической идеологии образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п., - в которых с применением понятийно-категориального аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень представлен в виде теорий, концепций, учений или доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности и представления о необходимых ее преобразованиях исходя из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства.

На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов - программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и.т.п. Этот уровень воспринимается как необходимая составляющая собственно политической деятельности, которая проявляется в поиске путей решения конкретных задач социально-политической жизни. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, учебники и произведения искусства.

На низшем, или обыденно-актуализированном, уровне идеология выступает в качестве феномена индивидуального и группового сознания и проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Для данного уровня идеологии характерно образно-ассоциативное осмысление социально-политической действительности, в ней проявляется культурная специфика данного социального субъекта. Этот уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой или общностью принципов и целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: