Структурализм, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Структурализм объясняет, каким образом социальные институты, системы договоренностей, которые только путем структурного анализа и могут быть выявлены, делают возможным человеческий опыт.
Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.
Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение, структурализм нашел свое выражение и в других сферах. Центральные фигуры движения – лингвист Р.Якобсон (1896–1982), антрополог К.Леви-Строс (род. 1908) и литературовед Р.Барт (1915–1980), однако с ним ассоциируются и другие имена, включая исследователя детской психологии Ж.Пиаже (1896–1980), специалиста по интеллектуальной истории М.Фуко (1926–1984) и психоаналитика Ж.Лакана (1901–1981).
Истоки. Отцом структурализма обычно считается Ф. де Соссюр (1857–1913), основоположник современной лингвистики. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями (фр. parole), и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку (фр. langue).
Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что (1) социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах, и (2) эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.
Структурализм и литература. В литературоведении и литературной критике структурализм возник во Франции в 1960-е годы, с появлением работ Р.Барта, Ц.Тодорова (р. 1942), Ж.Женетта (р. 1930) и А.Греймаса (1917–1992). Во Франции структуралистское литературоведение представляло собой бунт против литературоведения исторического и биографического, господствовавшего во французских университетах. Подобно т.н. «новой критике» в послевоенных Англии и Соединенных Штатах, структурализм стремился вернуться к тексту как таковому, но при этом исходил из того, что структуры текста не могут быть выявлены без некоторой теории или методологической модели. В то время как «новая критика» требовала, чтобы всякое литературное произведение прочитывалось в соответствии со своими собственными правилами, безо всяких предварительных концепций, структуралисты отстаивали систематический подход к литературному дискурсу и установленным принципам интерпретации. В работе Критика и истина (Critique et vérité, 1966) Р. Барт ввел различие между литературной критикой, которая помещает литературное произведение в определенный контекст и пытается приписать ему некоторое значение, и наукой о литературе, или поэтикой, которая изучает условия значения, формальные структуры и конвенции, организующие текст и задающие определенный диапазон его интерпретаций.
Можно выделить четыре аспекта изучения структуралистами литературы:
(1) попытки Якобсона, Греймаса и других построить лингвистическое описание структур литературы;
(2) развитие «нарратологии», или науки о повествовании, которая выявляет различные составляющие повествовательного текста и описывает фундаментальные текстовые структуры и правила их комбинирования;
(3) исследование различных кодов, создаваемых предшествующими литературными произведениями и различными конвенциональными системами культуры, – именно благодаря этим кодам литературные произведения и имеют значение;
(4) исследование роли читателя в обретении литературным произведением своего значения, а также того, каким образом литературное произведение противостоит ожиданиям читателя или же идет им навстречу.
Основные черты структуралистического метода: структурализм уделяет большее внимание отношениям между элементами структуры, чем самим элементам; при структурном анализе в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции: жизнь – смерть, мужское – женское; структурализм разработал теорию архетипов, понятия контекста и подтекста; структурная поэтика использует методологию непрерывного имманентного исследования произведения: художественный текст исследуется как целое, ограничиваясь "внутренним анализом". Исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними, производя следующие операции:
· выделение определенного уровня или среза;
· изолированное рассмотрение этого от соседних, предыдущих или последующих;
· анализ внутренней структуры произведения с точки зрения иерархически организованных уровней.
Четыре основных момента структуралистического метода состоят в выявлении структурности, знаковости, коммуникативности и целостности художественного произведения.
По мнению французского структуралиста В. Тодорова (Поэтика прозы, 1971) нужно отвергнуть вообще биографический подход к исследованию литературы, а изучать 1) интерпретацию текста; 2) произведения всей этой группы, сходные по структуре. При этом исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу: поскольку задача исследователя расшифровать поэтический код.
Структурализм провозглашает – литературное произведение выполняет свою общественную функцию потому, что при этом обладает особой внутренней организацией текста. Это можно исследовать в трех аспектах: с точки зрения 1) связи с определенной исторической реальностью; 2) в отношении к другим литературным текстам; 3) с позиций анализа внутренней организации художественного целого. Именно последний аспект позволяет увидеть красоту художественной литературы, определить приемы эстетического воздействия текста. Назовем этапы структурного анализа.
· Аксиоматизация – нахождение не подлежащего дальнейшему доказательству основания для деления на элементы.
· Диасоциация – обоснованное разделение по установленному в результате аксиоматизации основанию исследуемого объекта на элементы структуры.
· Ассоциация – нахождение связи между элементами структуры.
· Идентификация – определение по существенным признакам элементов типа отношений между ними.
· Интеграция – рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, не как простой суммы, а как единого целого.
Категории системы структурного анализа:
· Элемент – единица, составляющая предмет исследования.
· Система – упорядоченное множество связанных друг с другом элементов.
· Отношение – связь между элементами.
· Структура – вся совокупность внутренних отношений системы.
· Уровень – расположение однопорядковых элементов по их ценностному значению.
· Иерархичность – внутренняя организация элементов с учетом их соподчиненных значений.
· Положения – размещение (топология) элементов в системе или отношения в структуре.
· Оппозиция – бинарное положение противопоставленных элементов в системе.
· Модель – теоретический эквивалент анализируемого произведения.
ЛИТЕРАТУРА
- Основные направления структурализма. М., 1964
- Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966
- Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973
- Структурализм: «за» и «против». М., 1975
- Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика. М., 1977
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
- Строение фильма. М., 1985
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
- Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998
- Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998
- Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999
P.S. Информации по обоим вопросам еще больше, если кому-то нужно я отправлю, здесь «выжимка». Что непонятно, тоже пишите 21best@mail.ru