Особенности структуралистского подхода к исследованию литературного текста

Структурализм, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Структурализм объясняет, каким образом социальные институты, системы договоренностей, которые только путем структурного анализа и могут быть выявлены, делают возможным человеческий опыт.

Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.

Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение, структурализм нашел свое выражение и в других сферах. Центральные фигуры движения – лингвист Р.Якобсон (1896–1982), антрополог К.Леви-Строс (род. 1908) и литературовед Р.Барт (1915–1980), однако с ним ассоциируются и другие имена, включая исследователя детской психологии Ж.Пиаже (1896–1980), специалиста по интеллектуальной истории М.Фуко (1926–1984) и психоаналитика Ж.Лакана (1901–1981).

Истоки. Отцом структурализма обычно считается Ф. де Соссюр (1857–1913), основоположник современной лингвистики. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями (фр. parole), и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку (фр. langue).

Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что (1) социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах, и (2) эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.

Структурализм и литература. В литературоведении и литературной критике структурализм возник во Франции в 1960-е годы, с появлением работ Р.Барта, Ц.Тодорова (р. 1942), Ж.Женетта (р. 1930) и А.Греймаса (1917–1992). Во Франции структуралистское литературоведение представляло собой бунт против литературоведения исторического и биографического, господствовавшего во французских университетах. Подобно т.н. «новой критике» в послевоенных Англии и Соединенных Штатах, структурализм стремился вернуться к тексту как таковому, но при этом исходил из того, что структуры текста не могут быть выявлены без некоторой теории или методологической модели. В то время как «новая критика» требовала, чтобы всякое литературное произведение прочитывалось в соответствии со своими собственными правилами, безо всяких предварительных концепций, структуралисты отстаивали систематический подход к литературному дискурсу и установленным принципам интерпретации. В работе Критика и истина (Critique et vérité, 1966) Р. Барт ввел различие между литературной критикой, которая помещает литературное произведение в определенный контекст и пытается приписать ему некоторое значение, и наукой о литературе, или поэтикой, которая изучает условия значения, формальные структуры и конвенции, организующие текст и задающие определенный диапазон его интерпретаций.

Можно выделить четыре аспекта изучения структуралистами литературы:

(1) попытки Якобсона, Греймаса и других построить лингвистическое описание структур литературы;

(2) развитие «нарратологии», или науки о повествовании, которая выявляет различные составляющие повествовательного текста и описывает фундаментальные текстовые структуры и правила их комбинирования;

(3) исследование различных кодов, создаваемых предшествующими литературными произведениями и различными конвенциональными системами культуры, – именно благодаря этим кодам литературные произведения и имеют значение;

(4) исследование роли читателя в обретении литературным произведением своего значения, а также того, каким образом литературное произведение противостоит ожиданиям читателя или же идет им навстречу.

Основные черты структуралистического метода: структурализм уделяет большее внимание отношениям между элементами структуры, чем самим элементам; при структурном анализе в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции: жизнь – смерть, мужское – женское; структурализм разработал теорию архетипов, понятия контекста и подтекста; структурная поэтика использует методологию непрерывного имманентного исследования произведения: художественный текст исследуется как целое, ограничиваясь "внутренним анализом". Исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними, производя следующие операции:

· выделение определенного уровня или среза;

· изолированное рассмотрение этого от соседних, предыдущих или последующих;

· анализ внутренней структуры произведения с точки зрения иерархически организованных уровней.

Четыре основных момента структуралистического метода состоят в выявлении структурности, знаковости, коммуникативности и целостности художественного произведения.

По мнению французского структуралиста В. Тодорова (Поэтика прозы, 1971) нужно отвергнуть вообще биографический подход к исследованию литературы, а изучать 1) интерпретацию текста; 2) произведения всей этой группы, сходные по структуре. При этом исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу: поскольку задача исследователя расшифровать поэтический код.

Структурализм провозглашает – литературное произведение выполняет свою общественную функцию потому, что при этом обладает особой внутренней организацией текста. Это можно исследовать в трех аспектах: с точки зрения 1) связи с определенной исторической реальностью; 2) в отношении к другим литературным текстам; 3) с позиций анализа внутренней организации художественного целого. Именно последний аспект позволяет увидеть красоту художественной литературы, определить приемы эстетического воздействия текста. Назовем этапы структурного анализа.

· Аксиоматизация – нахождение не подлежащего дальнейшему доказательству основания для деления на элементы.

· Диасоциация – обоснованное разделение по установленному в результате аксиоматизации основанию исследуемого объекта на элементы структуры.

· Ассоциация – нахождение связи между элементами структуры.

· Идентификация – определение по существенным признакам элементов типа отношений между ними.

· Интеграция – рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, не как простой суммы, а как единого целого.

Категории системы структурного анализа:

· Элемент – единица, составляющая предмет исследования.

· Система – упорядоченное множество связанных друг с другом элементов.

· Отношение – связь между элементами.

· Структура – вся совокупность внутренних отношений системы.

· Уровень – расположение однопорядковых элементов по их ценностному значению.

· Иерархичность – внутренняя организация элементов с учетом их соподчиненных значений.

· Положения – размещение (топология) элементов в системе или отношения в структуре.

· Оппозиция – бинарное положение противопоставленных элементов в системе.

· Модель – теоретический эквивалент анализируемого произведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основные направления структурализма. М., 1964
  2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966
  3. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973
  4. Структурализм: «за» и «против». М., 1975
  5. Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика. М., 1977
  6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
  7. Строение фильма. М., 1985
  8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
  9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
  10. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998
  11. Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998
  12. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999

P.S. Информации по обоим вопросам еще больше, если кому-то нужно я отправлю, здесь «выжимка». Что непонятно, тоже пишите 21best@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: