Рыночное предложение и его детерминанты. Закон предложения

Предложение (от англ.supply) – это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Различают рыночное и индивидуальное предложение, а также понятия «величина предложения» и «само предложение» (рис. 5.4).

       
   

 

       
 
 
   


       
 
   


Рис. 5.4. Основные понятия, связанные с экономической категорией «предложение»

Цена товара - определяющий фактор рыночного предложения. Ее воздействие на предложение, в отличие от воздействия на спрос, является прямым, а не обратным. Зависимость предложения от цены выражает закон предложения, который гласит: чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается.

Графически взаимосвязь между величиной предложения товара (Qs), и ценой этого товара (P) изображается с помощью кривой предложения (рис.5.5). Под воздействием ценового фактора происходит перемещение вдоль кривой предложения: вверх, если предложение растет, или вниз, если предложение снижается.

P

s

0 Q s

Рис. 5.5. Кривая предложения

Предложение, как и спрос. может изменяться под влиянием неценовых факторов, основными из которых являются:

· изменения в ценах на ресурсы, которые могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствуют этому (если они растут);

· изменения в технологии производства товара, приводящие к повышению производительности труда, росту выпуска продукции, а значит и к увеличению предложения;

· влияние налогообложения, которое обусловлено тем, что рост налогов увеличивает издержки производства и уменьшает предложение, а их снижение ведет к обратному.

· влияние государственных субсидий и дотаций, которые снижают издержки производства и способствуют росту предложения.

Под воздействием неценовых факторов изменяется «само предложение». Они сдвигают кривую предложения вправо, если действуют положительно и предложение растет, и влево, если действуют отрицательно и предложение уменьшается (рис. 5.6).

P

s1 s s 2

       
   


0 Q s

Рис. 5.6. Изменение «самого предложения»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: